44-летняя Елена Баранова прокомментировала Лайфу своё включение в список номинанток на членство в Зале славы женского баскетбола.
До Барановой всего три баскетболистки с постсоветского пространства удостоились чести быть включёнными в Зал славы — Лидия Алексеева (1999), Ульяна Семенова (1999) и Ольга Сухарнова (2000). Баранова попала в список 12 финалисток (остальные 11 — американки), 6 из которых в итоге будут выбраны. Церемония состоится 12 февраля 2016 года в США.
Напомним, в 1997 году Баранова вошла в число 16 иностранных баскетболисток, которые на специальном драфте были распределены между 8 клубами заокеанской лиги НБА перед дебютным сезоном.
В НБА знаменитая россиянка выступала на протяжении 7 лет в составе трёх клубов — "Юта", "Майами" и "Нью-Йорк". Всего за океаном она провела 220 матчей (180 в стартовой пятёрке), набрала 2215 очков и сделал 1403 подбора. По итогам сезона-1997 Баранова стала лучшей по блок-шотам, а в 2001-м — по проценту реализованных штрафных бросков.
Баранова до сих пор является единственной россиянкой, принявшей участие в Матче звёзд НБА (2001). При этом она — двукратная чемпионка Европы, двукратная вице-чемпионка мира и, самое главное, олимпийская чемпионка Барселоны-1992.
— Я выступала в НБА с самого первого сезона, — рассказала Баранова Лайфу. — В первый год существования лиги уровень был весьма средненький. В Америке не было профессионального женского баскетбола, и команды формировались из девушек, которые когда-то играли в студенческой лиге.
— А какая тогда у вас была мотивация там играть? Зарплаты в НБА всегда были меньше европейских.
— Это так. Сумма моего первого контракта в НБА — 50 тысяч долларов. За 3 месяца. На самом деле, в Америке ущемление женских прав — в порядке вещей. За одну и ту же работу мужчина получает больше женщины в десятки раз. Но деньги для меня на первом месте не стояли. Очень хотелось стать чемпионкой. Увы, не повезло. Команда "Юта", которая меня выбрала на драфте, по составу сильно уступала конкурентам.
— А "Майами" и "Нью-Йорк"?
— Там было шансов побольше, но... После того как было принято решение о том, что финансирование женской НБА целиком возлагается на плечи владельцев клубов, ряд команд прекратил существование. Ведь женские клубы НБА — это филиалы мужских. В "Майами" у нас подобралась неплохая команда, способная бороться за титул. Но "Хит" подписали контракт с Шакилом О'Нилом — и все деньги ушли на него. А женский клуб закрыли.
— Этой осенью Евгения Белякова стала чемпионкой НБА. А кто ещё из россиянок по своему уровню способен играть в лучшей лиге мира?
— Кстати, многие ваши коллеги, когда пишут, что чемпионками НБА из россиянок становились только Белякова и Светлана Абросимова, совершают ошибку. Забывают об Элен Шакировой, которая тоже является обладателем этого титула. Да, большую часть сезона она пропустила из-за травмы, но всё равно является полноценной чемпионкой.
А что касается вашего вопроса... Из действующих игроков — только Мария Вадеева. Может, ещё кто-то появится, но предпосылок к этому немного. Я сейчас работаю в УОР имени Гомельского. Вроде бы работаем неплохо, даже получили приз РФБ как лучшая баскетбольная школа страны. Но вот я спрашиваю своих воспитанниц: "Хотели бы играть в НБА?" Те пожимают плечами: "Зачем? Денег-то больших там не платят". Главная задача у них в жизни — подписать солидный контракт.