В конце прошлой недели Дональд Трамп встретился с известным физиком Уильямом Хэппером (William Happer) из Принстонского университета (США). Вопросы, обсуждавшиеся в ходе встречи, не были озвучены сторонами публично. Ни один из участников встречи не дал комментариев прессе. В американских СМИ высказываются опасения, что Хэппер может быть привлечён Трампом к научно-административным постам в новой Администрации Президента США. Это крайне тревожит политических противников Трампа, поскольку ранее (при правлении демократов) учёные, сомневавшиеся во вреде глобального потепления, к таким постам не подпускались. Научно значимые посты в администрации важны при определении общих приоритетов в финансировании науки.
Отмечается, что ещё чуть ранее Трамп встретился с Робертом Кеннеди — "лайт-версией" российских антипрививочников, чьи взгляды на этот предмет отвергаются научным сообществом. Однако вопрос о Хэппере менее однозначен. Его взгляды, хотя и нетипичны для США, в частностях находят подтверждения у других членов научного сообщества. Например, он отмечает, что углекислый газ сопутствует росту растений, в том числе сельскохозяйственных. Это бесспорный научный факт. Зато оценка Хэппером антропогенного вклада углекислого газа в потепление часто вызывает ожесточённую критику. Он отмечает, что, на его взгляд, современные климатические модели не могут показать связи между ростом содержания диоксида углерода в воздухе и глобальным потеплением. Хотя формально это зачастую так, большинство учёных трактуют его позицию как неадекватную.
Климатическое моделирование — сравнительно новая отрасль науки, и было бы странно, если бы её модели сразу научились хорошо работать по таким сложным вопросам с большим количеством обратных связей. В то же время общая связь потепления с углекислым газом подтверждается многими источниками — как геологическими, так и непосредственными измерениями температур и концентрацией газов в атмосфере. Такая связь отмечена даже для сезонов на Марсе, и для Земли она уже давно не подвергается сомнению в научном сообществе.
Следует отметить, что оценки событий глобального потепления со стороны Хэппера не вполне совпадают с теми, которые следуют из данных геологов. Согласно анализу ледовых кёрнов за последние 0,8 миллиона лет даже рост уровня углекислого газа до 300 частей на миллион совпадает с ростом средней температуры на Земле на три градуса. Нынешние 400 частей указывают, что без резкого сокращения выбросов потепление в будущие века составит не менее двух-трёх градусов. Физик, вопреки этому, настаивает на том, что даже удвоение уровня углекислого газа относительно доиндустриальной эры даст не более полутора градусов потепления.
Впрочем, выводы учёного о том, что потепление вряд ли нанесёт большой ущерб биосфере, часто находят подтверждение у других специалистов. Так, крупнейший живущий исследователь Сахары отмечает, что та за последние 30 лет уже начала заполняться растительностью. И хотя процесс ещё в самом начале, скорее всего, он затронет со временем все пустыни Земли — если, конечно, антропогенные выбросы углекислого газа не будут остановлены в ближайшие десятилетия.
Материал по теме: Разводка на потеплении: сколько миллиардов Россия потратит на расширение Сахары?