Исключение из украинской делегации ПАСЕ депутата Верховной Рады от партии Братькивщина Надежды Савченко прокомментировала Мария Захарова, официальный представитель российского МИД. "Мы же все хорошо помним, что требование об освобождении Савченко из российской тюрьмы основывалось на утверждении, что она является членом ПАСЕ. И сама ПАСЕ эту легенду очень активно продвигала. Понимаете фокус, да? Заочное избрание в депутаты Верховной Рады и нелегитимное включение в делегацию Украины в ПАСЕ были основной движущей силой информационно-политической кампании Киева на тот момент", - написала она на своей странице в Facebook. Действительно ли единственная цель, которую преследовало включение Надежды Савченко в делегацию ПАСЕ состояла в том, чтобы усилить таким образом давление на российское правосудие? Напомним, что делегаты ПАСЕ обладают определенным иммунитетом, благодаря которому они не могут быть взяты под стражу в некоторых ситуациях.
Впрочем, арест произошел до того, как Надежда Савченко стала делегатом ПАСЕ, а потому российские органы правосудия в свое время требование под этим предлогом освободить Савченко закономерно отклонили. Впрочем, выйдя на свободу, как и предсказывали многие политологи, Надежда Савченко стала неудобна. Как отмечает Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ, когда ее вводили в делегацию, то рассчитывали что она станет своего рода картонной куклой, пешкой в игре против России. Но она вышла на свободу, и, совершенно неожиданно, начала вести игру по собственным правилам. Более того, игру на поле куда более влиятельных игроков и, зачастую, пытаясь манипулировать их же политическими ресурсами. Конечно, такое поведение не могло остаться без последствий. Савченко не могла бы стать политиком нигде, кроме как на Украине По меркам цивилизованного политического процесса Савченко, конечно, политик никакой. Она человек очень несистемный, и если бы оказалась в политическом поле более-менее стабильного государства со сложившейся системой политических элит, то никогда бы не прошла дальше уровня представителя уличного маргинального движения. Но в украинской политике все устроено иначе. Политическая система здесь подвержена высокой степени турбулентности, поэтому даже для ключевых фигур во власти, таких как Юлия Тимошенко, Надежда Савченко может стать серьезным конкурентом.
Ее шансы получить собственную политическую силу и поддерживать рейтинг на серьезном уровне достаточно велики, а потому и Тимошенко и многие другие политики заинтересованы в том, чтобы ее убрать, или, по крайней мере, создать как можно больше препятствий на пути ее возвышения. Очевидно, ее исключение из ПАСЕ как раз и связано с такого рода интригами.