Новый министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас заявил, что наличие связи с Россией в области поставок электроэнергии – не что иное, как «оккупация». Данный факт, по мнению чиновника, надо срочно исправить.Вильнюс уже начал действовать и подал запрос в Еврокомиссию на возможность подключения к европейским энергосетям.
При этом чиновник признаёт, что разрыв энергокольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия, Литва) не может пройти безболезненно. Основная проблема – отсутствие у Вильнюса собственных генерирующих мощностей, которые покроют дефицит электроэнергии, в случае прекращения сотрудничества с Москвой.
После закрытия Игналинской АЭС, Литва из экспортёра электричества превратилась в его импортёра. Это резко снизило привлекательность страны для инвесторов, так как стоимость киловатт/часа, соответственно, возросла. Вслед за закрытием атомной станции, депрессивным регионом стала и область, в которой АЭС давала людям работу.
Большая часть из безработных давно стала мигрантами. Литовцы уехали из страны в более благополучные европейские государства, усугубив будущие проблемы прибалтийской экономики. Демографы уже посчитали, что вскоре работающих граждан будет не хватать на покрытие потребностей пенсионеров.
Однако ни Эстония, ни Латвия, Ни Литва не желают наладить отношения с Россией. Вместо сотрудничества в области энергетики, Прибалтика настойчиво протестует против всех реализуемых РФ проектов. Строительство АЭС в Белоруссии и «Северный поток-2» тоже, вероятно, считаются признаками «оккупации».
Отказ от российского газа, нефти и электроэнергии, уже сейчас приносит бывшим советским республикам многомиллионные убытки, которые в итоге ложатся на плечи простых граждан. Тарифы на тепло и свет повышаются ежегодно.
Снижение уровня жизни и постоянный рост цен, в свою очередь, вынуждают жителей прибалтийских государств мигрировать, в том числе и в Россию.