Накануне, 21 декабря, во время контрнаступления боевиков под сирийским городом Аль-Баб турецкая армия понесла самые крупные потери за всю операцию «Щит Евфрата». Боевики заявили, что уничтожено до пять единиц тяжёлой техники, а так же убито около 20 турецких солдат, ещё 50 получили ранения.
После того, как турецким войскам и их союзникам из так называемой умеренной оппозиции удалось относительно легко занять госпиталь города, находящийся на окраине, боевики пошли в атаку. Штурм джихадисты начали с того, что отправили прямо во двор госпиталя смертника, после чего нанесли фланговые удары по замешкавшимся солдатам. В качестве подтверждения, террористы опубликовали фото с места боя. На них видно, что ПТУРами в клочья порваны БМП FNSS ACV300, бронетранспортёр Kirpi и многострадальный танк «Леопард-2А4». Это уже четвёртый «Леопард» за неделю, что, конечно же, является сокрушительным ударом по репутации лучшего европейского танка. Следует отметить, что и в этот раз боевики обошлись без разного рода новомодных противотанковых аннигилятором. А расправились с танком старым добрым советским «Фаготом», захваченным на одном из складов сирийской армии.
Более того, при отступлении турецкими вояками был брошен ещё один «Леопард» без следов поражения. Таким образом, турецкая армия лишилась уже пяти «непобедимых» немецких танков.
Фото: twitter.com
Что же мешает танку, созданному опытными инженерами и не раз побеждавшему в самых различных заочных дуэлях с «одноклассниками», доминировать на реальном поле боя? Разобраться в данном вопросе уже постарались многие эксперты. Так, начальник сектора военной политики и экономики Российского института стратегических исследований Иван Коновалов ранее рассказал корреспонденту iReactor, что, по его мнению, виновниками гибели «Леопардов» стали турецкие командиры.
Фото: vk.com
В то же время, военный эксперт немецкого журнала Stern Гернот Крампер уверен, что ответственность за гибель танков лежит не только на турецких командирах. Он указывает, что хоть турецкие «Леопарды» были не последних модификации, но уничтожены они были давно устаревшими советскими ПТРК «Фагот». То есть, Крампер делает акцент на техническом несовершенстве немецкой техники. Однако, стоит учитывать, что поражающая способность противотанковых управляемых ракет, пусть и устаревших, чрезвычайно высока.
Защищать от них должна не столько сама броня, сколько активные средства защиты, которые должны уничтожать ПТУРы ещё на подлёте. Естественно, что таких средств на древних 2А4 установлено не было, но тогда с какой целью их послали на передовую? Не нужно обладать военной разведкой, чтобы узнать о массовом применении ПТРК боевиками, для этого достаточно зайти в YorTube.
Вероятно, генералы турецкой армии надеялись повоевать с боевиками как учили в академиях – то есть, против армии другой страны. Но, войны по правилам не получилось. В сирийской войне отсутствует фронт как таковой. Все карты с расстановкой частей весьма условны, потому как большая часть страны пустынна и никем не контролируется. Основные силы всех противоборствующих сторон закрепляются в крупных населённых пунктах и вдоль трасс. Это обусловлено тем, что ни одна из сторон не обладает ресурсами для развёртывания полноценного фронта. В нынешней боевой обстановке удар боевики могут наносить с любой самой неожиданной стороны. Подтверждением тому служат многочисленные видео с уничтожением турецкой и сирийской техники, на которых видно, что танки обычно поражаются в борта, а то и в корму.
Так же следует отметить, что по сути своей современные танки не рассчитаны на борьбу с пехотой. Главной их целью являются другие танки, бронетранспортёры и БМП, а так же ДЗОТы противника. В данных обстоятельствах у 120-мм пушки «Леопарда» просто нет подходящих целей. Вся защита боевиков состоит из мешков с песком и обычных жилых домов, стены которых в Сирии не отличаются прочностью. Арсенал тяжёлой техники у джихадистов тоже не сильно богат, преимущественно используются пикапы, грузовики и бульдозеры, увешанные самодельной бронёй. Те редкие танки, что боевикам удаётся захватить, преимущественно уничтожаются авиацией.
В своё время, с избыточной мощью и защищённостью танков столкнулась Франция, когда взяла на себя обязательство по поддержанию мира в своих бывших африканских колониях и других странах региона. Первой попыткой создать ударную технику именно для службы в условиях партизанской войны можно считать бронеавтомобиль «Панар» AML.
Фото: serkoff.narod.ru
В изначальной версии он вооружался 60-мм миномётом, но потом на него установили 90-мм пушку. Вооружался он по-танковому, но защита его была исключительно противопульная. Несколько позже французы выкатили ERC Sagaie, обладающий так же 90-мм и противопульной бронёй, но с улучшенными ходовыми качествами. Именно в то время начала зарождаться концепция колёсного танка, подхваченная другими странами, чьи армии действуют в Африке.
Один из лучших таких монстров был создан в ЮАР. Ratel FSV90 полностью соответствовал поставленным перед ним задачам, и даже несколько предвосхищал ожидания заказчиков. Например, он был способен уничтожать старые советские танки, коих было великое множество в странах Африки.
Подобная техника не раз принимала участие в локальных конфликтах, где проявляла себя весьма достойно. Но, военные отмечали, что мощь даже 90-мм орудия была избыточна. Как показала практика, в городских боях на Ближнем Востоке куда эффективнее применять автоматические скорострельные пушки и крупнокалиберные пулемёты. За счёт плотности огня они куда легче справляются с легкобронированной техникой, нежели орудия танков. Как раз такие колёсные танки, вооружённые турелями с автоматическими пушками, и пригодились бы турецкой армии в Сирии.
http://www.youtube.com/watch?v=Wtxp9j5cFwk
Однако, Эрдоган принял решение провести показательный штурм Аль-Баба, для чего в бой было брошено лучшее, что стоит на вооружении армии Турции. Но лучшее, отнюдь не значит, что подходящее. Оставшиеся в провинции Алеппо «Леопарды» сейчас вынуждены со своими пушками охотиться за отдельными боевиками. Это не то что не рентабельно, а просто опасно, потому как любой танк бессилен перед хорошо подготовленным и вооружённым пехотинцем. Ярчайшим доказательствам этого и стал четвёртый уничтоженный «Леопард». Если учесть, что на провал штурма Аль-Баба турки отреагировали беспорядочными авианалётами и артударами, а не оргвыводами, то и этот многострадальный «Леопард» не останется последним.