Организмы из систематической группы слизевиков, которую сейчас чаще всего относят к простейшим, учат друг друга избегать опасных мест, временно частично сливаясь друг с другом. Как при этом происходит передача знаний, неясно, ведь у слизевиков нет нервных клеток. Научная статья об этом опубликована в Proceedings of the Royal Society B.
"Умственные способности" слизевиков продемонстрировали на примере вида физариум многоголовый (Physarum polycephalum). Этот организм состоит всего из одной клетки, имеет ярко-жёлтый цвет, обитает в тёмных сырых местах и питается в основном бактериями и частями грибов. Физариум избегает ярко освещённых участков, а также определённых веществ, например, кофеина и поваренной соли. Предыдущие эксперименты показали, что слизевик может запоминать расположение кристалликов соли и оценивать их опасность — допустим, переставать избегать их, как бы привыкая к ним.
Теперь те же организмы продемонстировали, что способны передавать информацию, частично сливаясь друг с другом. При этом необученные физариумы "проявляли инициативу" и первыми выпускали в сторону "бывалых" слизевиков тяжи протоплазмы. После временного соединения клеток бывшие "наивные" особи Physarum polycephalum тоже переставали избегать тех кристалликов соли, которые были условно безопасными. При этом слияние должно было длиться определённый срок, а если его прерывали раньше, то передачи знаний не происходило.
Механизм обучения слизевиков пока совершенно непонятен, учитывая, что у них нет нервных клеток, ответственных за поведение у большинства других организмов. Но надо отметить, что это не первый случай передачи памяти у "безмозглых" организмов. Так, в 2013 году биологи показали, что обученные плоские черви, если им отрезать голову, после отрастания новой не теряют навыки, которые получили ранее. А эксперименты с участием тех же слизевиков показали, что они сравнительно легко учатся проходить лабиринты, избегать ловушек и даже правильно питаться.
Деятельность слизевиков очень эффективна, что в 2010 году показал эксперимент по моделированию токийского метро. Как известно, эту транспортную систему проектировали так, чтобы она наиболее эффективно обслуживала ключевые районы города. Биологи разместили кусочки съедобных для фузариума веществ так же, как расположены важнейшие районы Токио на карте. Слизевики росли и перемещались между этими кусочками таким образом, что в итоге сформировали структуру, по форме практически не отличимую от токийской подземки.