КГБ Беларуси едва ли не ежедневно сообщает о задержаниях высокопоставленных госчиновников и топ-менеджеров ведущих предприятий за коррупцию. Что происходит?
В Беларуси столь многочисленных за такое короткое время задержаний по коррупционным делам трудно даже припомнить. Все задержанные водворены в следственный изолятор КГБ в Минске. Им инкриминируется дача либо получение взятки.
Так, 19 декабря сотрудниками КГБ были задержаны топ-менеджеры Минского тракторного завода (МТЗ), Белорусского автомобильного завода (БелАЗ), «Гомсельмаша» и Минского автомобильного завода (МАЗ). Как сообщает пресс-служба КГБ, установлено, что представители руководства и работники предприятий машиностроительного комплекса за получение незаконных вознаграждений от коммерческих структур обеспечивали продвижение продукции последних. Среди взятых под стражу — заместитель генерального директора МТЗ Нина Примшиц.
На следующий день КГБ сообщил о задержании генерального директора ИТ-компании «БелАВМ» Дмитрия Ронина, управляющей Фонда социальной защиты населения (ФСЗН) Людмилы Бачило и председателя правления ООО «Небанковская кредитно-финансовая организация «Единое расчетно-информационное пространство» (ЕРИП) Олега Веремейчика. Также задержан замгендиректора «БелАВМ» Николай Романович — за содействие в передачи взятки Бачило в размере 20 тысяч долларов. Компанию ему составили еще один сотрудник фирмы Леонид Горбачевский и начальник управления информатизации ФСЗН Виталий Старовойтов.
Кроме того, были задержаны начальник главного управления валютно-финансового мониторинга Нацбанка Беларуси Анатолий Мороз и его заместитель Екатерина Павловская.
Минский политолог Валерий Карбалевич так объясняет случившееся: «Это в какой-то мере пиар одной спецслужбы, которая хочет продемонстрировать обществу свою нужность». Кроме того, продолжает аналитик, массовость задержаний и их одновременность свидетельствует о принятии политического решения на сей счет на самом высоком уровне.
По мнению Карбалевича, власть делает ставку на усиление репрессивных методов для решения хозяйственных проблем: если нет экономических стимулов, то должен работать репрессивный механизм.
Во-вторых, добавляет политолог, в странах, где очень большая доля государственной экономики, без жесткого контроля силовых органов система работать не будет. «Если есть госсобственность, если существует механизм ручного управления, то такая система порождает коррупцию. Поэтому чтобы эта система работала, нужно постоянно кого-то отправлять за решетку», — констатирует собеседник.
Как полагает политический аналитик Александр Федута, такими действиями верховная власть пытается удержать госаппарат в уверенности, что все находится под контролем, что зон, находящихся вне контроля, просто не существует. Поэтому удар был нанесен одновременно по трем секторам, которые до сих пор считались наиболее важными и неприкосновенными.
«Сегодня массам, недовольство которых растет, преподносится новая старая отмытая игрушка под названием борьба с коррупцией», — объясняет эксперт. В тоже время, обращает внимание Федута, аресты не затронули самую верхушку чиновников и даже первых лиц госпредприятий, назначает которых сам президент.
В свою очередь Валерий Карбалевич указывает, что таким образом руководство страны пытается показать народу, кто виноват в ухудшении ситуации в стране: «Задержания чиновников и других ответственных лиц должны продемонстрировать людям, что верховная власть работает».