Сегодняшний день был очень содержательным с точки зрения развенчания мифов. Например, мифа о всемогуществе нашего президента. Дескать, он всё обо всех знает, может сделать всё, чего пожелает, и если где-то в стране происходит что-то нехорошее – то это только потому, что Путин точно обо всём знал, точно мог проблему решить, но специально, аки злой гений, решил специально ничего не делать, ибо такой вот он нехороший человек, Доктор Зло и так далее.
У нас принято считать, что Россия – это по-прежнему абсолютная монархия. Хотя, нет – даже в абсолютных монархиях коронованные особы могли не всё. Об этом говорит не только здравый смысл и исторические факты, но даже и культура: романы Дюма, Пикуля и прочих авторов. Всюду можно было наглядно увидеть, до какой степени не всемогущи первые лица. И это даже в далёкие времена, несколько веков назад. А уж в наше время… В общем, если правильно переиначить миф о всемогуществе Путина, то он должен звучать так: раз согласно известному изречению Россией управляет Господь Бог лично, то Путин и есть тот самый Господь Бог. Потому что иначе невозможно представить, как люди могут думать, что он такой всеведущий и всемогущий.
Каждый раз, когда брали чиновника за коррупцию или превышение полномочий, и дело разваливалось в суде, все были уверены: это он, это Путин лично позвонил и приказал дело развалить. Потому что своих не сдаёт. Вот, мол, хотел бы – посадил бы их, а не захотел – и их отпустили. Только от него одного всё зависит.
И вот настал сегодняшний занятный день. Когда дружно покатились головы чиновников-академиков. И сразу возник вопрос: а как же тогда быть с этим «Путин своих не сдаёт и потому специально все дела разваливает»? То есть за коррупцию он своих не сдаёт, а за то, что стали академиками, в два дня уволил? И в эту логику можно поверить?
Возьмём одного из персонажей – Александра Савенкова, заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, начальника Следственного департамента МВД. Вот представим, что его арестовали бы по обвинению в коррупции. Кстати, это был бы не первый такой обвиняемый из структуры МВД. И если бы суд не признал бы его виновным или назначил бы слишком мягкое наказание, то все сказали бы: это «Путин своих не сдаёт». Но поскольку тут речь зашла не о какой-то там коррупции и жалком скандале национального масштаба, а о целом получении звания членкорра РАН, то дело, конечно, совсем другое: немедленная отставка с должности – кстати, более чем нехилой. Целый замминистра МВД, и ещё какой – начальник следственного департамента!
И тут начинается разрыв шаблона.
Получается, что если речь идёт исключительно о решении самого президента, то Путин прекрасно может отправить отставку людей такого уровня, которые сегодня лишились своих должностей. А вот если идёт следствие и суд – тогда уже не получается уволить. Выходит, что Путин и правда не может надавить на суд и следствие? Потому что если думать, что может, тогда вообще пасьянс не складывается: если бы Путин «своих не сдавал», то ему не было бы никакой нужды разводить «телефонное право» и давить на суд с требованием оправдать чиновника. Потому что это дурь несусветная. Если уж так мыслить, то надо мыслить здраво: всё закончилось бы ещё на этапе решения вопроса о возбуждении дела. Если бы Путин и правда всё знал, всё мог и хотел бы нарушать закон, то всех тех, кого он якобы «своих не сдаёт» не отпускали бы после суда или с мелкими сроками – всё было бы намного проще: против них даже не возбуждались бы уголовные дела. Потому что если бы было то всеведение, всемогущество и злая воля к нарушению закона, то выглядело бы это именно так.
Но всё выглядит совершенно иначе. Выглядит это так, что когда это зависит от решения президента, то чиновники слетают с должностей на раз-два. Вот Улюкаева от должности он уже отрешил. А посадят его или нет – пока отнюдь не известно. То есть когда задействованы следственные органы и суд – то всё идёт совсем иначе, и многим удаётся уходить от наказания. То ли благодаря покровителям, то ли потому, что плохо у нас ведут дела и не могут формально доказать в суде те факты, которые знают.
И получается, что нет никакой простой и примитивной России, где Путин – это всесильный царь-батюшка, и всё в стране исключительно по его воле происходит. А вместо этого есть множество систем, которые работают с разной эффективностью, и президент отнюдь не всегда может навязать им свою волю.
Кстати, вспоминается знаменитый эпизод с одолженной ручкой в Пикалёво. Казалось бы, будь Путин такой всемогущий – к чему вообще было бы всё это? Поездка, паника чиновников и бизнесменов, жёсткие разговоры перед камерой, подпись, поставленная скрипя зубами? «Всемогущий Путин» по идее должен был просто позвонить и сказать: «Да будет так!» – и должно было бы стать так, как он сказал. Но оказалось, что его слов недостаточно. И даже его приезда недостаточно. Он же говорил, как его пытались увезти подальше и в Пикалёво не дай бог не заезжать. Но вот заехали – и опять оказалось недостаточно одного его магического присутствия. Все выкручивались и оттягивали до последнего. И только приехав лично, надавив лично, перед всеми камерами и под прямыми угрозами – только так удалось добыть нужную подпись на документ.
Это что, так теперь выглядит «всемогущество»? Какое-то оно убогое. Скорее, судя по нашей жизни, можно поверить в то, что Путин делает ровно то, что посильно одному человеку. И знает то, что в силах знать один человек. Но поскольку Путин – это не вся власть, то есть и помимо него люди, принимающие решения. Есть системы, куда он не может или не хочет лезть – например, давить на суд.
Потому что сегодня выяснилось, что дело, которое находится целиком в его компетенции и в его власти, Путин может сделать очень быстро и никого не слушая. А вот дела, которые должны делать другие люди, могут и не быть сделаны. Суд может отпустить преступника. И даже не факт, что потому, что суд плохой и продажный, а потому, что следствие плохо сделало работу и не доказало вины. Потому что ведь есть же ЕСПЧ. Кому надо, что наш суд коррупционеров сажал, а ЕСПЧ выпускал? В Америке, чьи суды считаются верхом законности, тоже полно резонансных дел, где явные преступники зачастую выходят оправданными из суда или с минимальным наказанием. А нам что надо? Возрождение «троек»?
Так что я вижу простую вещь: кого могут – сажают. И дело не в том, что Путин «своих не сдаёт» или сдаёт. А в том, что когда действительно от него зависит, он вопрос решает быстро и эффективно. Но пора уже расстаться с иллюзией, что всё зависит только от него.
Кстати, задумывался ли кто-то, зачем, например, Путину понадобился ОНФ, если он такой всемогущий? Вот он создал себе в помощь эту структуру. И её усилий тоже не всегда достаточно. Хотя сам президент её «благословил» – казалось бы, по теории о его «всесильности», это могли бы стать эдакие хунвейбины, которые всё могут и никто им не указ. Но мы же все видим, что это не так.
И выходит по всему, что удобный и примитивный миф о всесилии Путина – это именно миф. Он совершенно не сочетается с фактами и полностью опровергается реальностью.