Автор: Дмитрий Киселев
В понедельник двое подростков погибли в ходе штурма Росгвардией дачного дома в поселке Струги Красные. Влюбленные Денис Муравьев и Екатерина Власова. Ее мама встречаться с ним запрещала. Побег. Обращение родительницы в полицию. И развязка с двумя гробами. Следствие не закончено. Окончательной картины пока нет. Зато ясно другое. Подростком быть трудно. Трудно в любой стране мира. Но и у России своя специфика. Взять хотя бы представления старших школьников о том, что их ждёт во взрослой жизни.
В советские времена был штамп — "светлое будущее". Нравился он кому-то или нет, а он — работал. С распадом Союза "светлое будущее" отменили. Как штамп. Что вместо? Какое сейчас будущее мы предлагаем подросткам? И как они себе реально его представляют? И представляют ли вообще? Есть ли модель? Будущее — это про что? Про деньги? Но ведь мы сами говорим, что деньги не могут стать смыслом. Тогда что — будущее? Получается ли у нас объяснять его, не говоря уже о том, чтобы делать его заразительно интересным, пленительно прекрасным, стоящим сегодняшних усилий и даже жертв?
Чеховская "Каштанка" написана от имени потерявшейся в какой-то момент собаки. Запахи, холод, страх и даже сны Каштанки дают нам возможность почувствовать себя в собачьей шкуре. А способны ли мы, взрослые оказаться сами даже не в шкуре Каштанки, а влезть в шкуру современного подростка? Почувствовать, как это оно? Мы вообще представляем объем их трудностей и объем той недоброжелательности, которые они испытывают? Когда с подозрением к ним относятся чуть ли не все — от продавца в магазине до контролеров метро? При этом ругать могут все — и родители, и учителя. По праву. А еще не по праву, но могут и ударить. А безопасен ли для подростков их уличный мир? Нет, не безопасен. А есть ли хоть кто-то, кто к подросткам заведомо поначалу приветлив? Вербовщики, наркодилеры, педофилы. Хорошая компания, не правда ли? А много ли подростков в фитнес-центрах? Не задумывались, почему?
Были родители или нет у подростка, но в какой-то момент он оказывается в большой семье, то есть, в обществе. Но готовы ли мы сказать, что наше общество — это для 15-летних поддерживающая среда? Мы деликатно относимся к их гормонам и знаем, как деликатно с ними обойтись? Мы умеем разговаривать о будущем и способны его объяснить? Даже если мы их любим, способны ли мы это проявить так, чтобы они искренно в это поверили и не мстили нам? Да хотя бы просто создать такой контакт, чтобы они начали с нами говорить, а мы хотя бы слушать?
Конечно, можно валить все на компьютерные игры и дурных родителей. Ругать школу, и даже государство. Но когда мы сами едем в электричке, то сколь приветливы к подросткам? Они чувствуют нашу искреннюю доброжелательность?
Все это называется атмосферой в обществе. На подростков она оказывает формирующее воздействие. В ответ мы получаем реакцию, основанную на подростковых сверхценностях. Если любовь, то до гроба. Если ненависть, то безжалостна.
Автор: Денис Новожилов
В поселке Струги Красные эксперт-криминалист осматривает дом через несколько минут после развязки многочасовой драмы, в центре которой оказались 15-летние школьники. Фиксирует каждую деталь. Не заправленная кровать: здесь они спали. Разбросанные вещи, осколки стекла, гильзы и сейф со следами взлома. На этом диване обнаружили тело Кати, на полу лежал Денис. Рядом ружье.
Из дома школьники сбежали, поругавшись с родителями. Три дня скрывались в дачном доме, который принадлежит отчиму девушки. Здесь было много алкоголя, а еще сейф с охотничьими ружьями. Подростки вскрыли его, и решили развлечься. Все происходящее транслировали в интернет. Только по счастливой случайности от пуль не пострадали соседи и прохожие. Вооруженные школьники наслаждались неожиданной славой, и сетовали только, что им ставят мало лайков.
"Они хотели больше проводить времени вместе, но родители пытались их отрезвить, что есть все-таки другие обязанности: семья, учеба. И рано себя еще полностью посвящать друг другу", — говорит старший помощник руководителя СУ СК РФ по Псковской области Антон Доброхотов.
Родственники искали их три дня. А когда нашли, своих близких Катя встретила на пороге с ножом. А Денис с травматическим пистолетом, из которого выстрелил в ногу маме своей возлюбленной. Когда на место прибыл наряд полиции, подростки забаррикадировались в доме и со второго этажа открыли пальбу. Сначала беспорядочно, а потом и прицельно — по полицейским.
После первого выстрела двое сотрудников выскочили из кабины и спрятались за автомобилем. Он послужил для полицейских щитом и спас жизни. Изрешеченный кузов, разбитые окна и балка спецсигналов, пробитые колеса. Эксперты насчитали на служебном УАЗе сотни отверстий от дроби и картечи. От шальных пуль могли пострадать жители поселка. Поэтому было принято решение о привлечении Нацгвардии. Территорию оцепили, с подростками начали переговоры. Испуганные школьники, видимо, поняли, что зашли слишком далеко. Но отвечать за свои поступки им тоже было страшно. Денис и Катя, судя по всему, приняли самое неверное решение.
"Когда мать подростка беседовала с ним по телефону, неоднократно уговаривала его выйти из дома вместе с девушкой. Рядом с ней был командир нашего СОБРа, который дал гарантию, что войдет в дом без оружия, дал слово офицера, что с ними ничего не произойдет. Но, к сожалению, убедить подростков не удалось", — рассказывает советник директора Федеральной службы войск национальной гвардии РФ Александр Хинштейн.
Договориться смогли о том, чтобы школьники выбросили из окна пистолет и одно из ружей. На звонки подростки отвечать перестали. Спустя полтора часа трансляции, стали прощаться. Сотрудники спецназа приняли решение войти внутрь дома.
"Перед входом в помещение сотрудникам СОБРа была поставлена задача: оружие не применять, держать на предохранителе, для защиты использовать бронещиты, для дезориентации находящихся в помещении применялись светошумовые гранаты", — говорит руководитель отдела Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Псковской области Игорь Иванов.
Бойцы СОБРа нашли подростков уже мертвыми. В ближайшее время эксперты установят, был ли это одновременный двойной суицид или кто-то из школьников помог другому уйти из жизни, а затем совершил самоубийство. Опровергая слухи о том, что детей могли ликвидировать, следователи показывают вещественные доказательства. Две баночки с дробью, которую извлекли из тел подростков. Таких патронов на вооружении бойцов Нацгвардии нет.
Поселок шокирован. В школе об этом только и говорят. "Нет, здесь никого нельзя винить. Здесь можно только посочувствовать родителям, которые пропустили вот эти моменты, когда можно было выйти из ситуации иначе", — говорит руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья Сергей Ениколопов.
Во всех обстоятельствах драмы в поселке Стурги Красные еще предстоит разобраться. Для психологов и следователей сейчас главное понять, что привело к такому трагическому исходу.