Москва запросила у Берна разъяснений после того, как истребители со швейцарским флагом опасно сблизились с самолетом российской делегации, который следовал в Перу. Об этом сообщили в российском посольстве в Швейцарии. Корреспондент Федерального агентства новостей пообщался с экспертом о том, почему швейцарцы позволили себе такое поведение и чем оно могло быть вызвано.
Известно, что на борту российского самолета находились члены делегации, направлявшиеся на саммит АТЭС. Среди них был глава ФСВТС (Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству) Александр Фомин и группа журналистов. По признаниям пассажиров, истребители приблизились так близко, что можно было даже увидеть лицо пилота.
«Это недопустимый шаг, который называется опасным сближением в воздухе. Самолет идет по международной трассе, под управлением швейцарского диспетчера, маршрут заявлен заранее, как и скорость, время пролета, входа и выхода из зоны. В это же время Берн поднимает истребители, словно там летит неопознанный самолет. Это демонстрация силы или угрозы. Сейчас их спроси — они и сами не ответят, почему подняли в воздух свои самолеты. Идет конфронтация России и Европы, никому не нравится, что мы становимся сильными и ни у кого не спрашиваем, как нам жить. И эта общая истерия, заданная Белым домом, выглядит как попытка показать мускулы», — комментирует заслуженный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник.
По его словам, наши самолеты тоже иногда сближаются с другими бортами, но в основном с военными самолетами, с разведчиками вроде Boeing RC-135. А вот так поступать с гражданскими самолетами мы себе не позволяем.
«Меня как-то преследовали два американских истребителя с турецкой базы в районе Мосула, когда я шел с Багдада и вошел в зону Турции. Они начали там свои издевательства, подлетая на расстояние в 10–15 метров, но я успел доложить Москве. Они просто показали, что нежелательно, чтобы я там летал, после чего закрыли мне три страны: США, Турцию и Израиль. Здесь же был рейс спецотряда «Россия», это опытные ребята, они эти провокации не первый раз видят. Сопроводили нас истребители — и ладно. Швейцарцы сейчас скажут, что боялись террористической угрозы и подняли истребители, чтобы отвести ракетные удары от самолета. То есть будет попытка показать, что наша делегация якобы находилась под контролем», — продолжает эксперт ФАН.
Он напоминает, что на встречных курсах самолеты не должны приближаться ближе чем 30 километров, а на параллельных курсах — не ближе 10 километров. Иначе есть риск столкнуться. И если военные летчики сидят с катапультной системой, то гражданские пилоты этой страховки лишены. При этом Сытник добавил, что весь мир летает через территорию России и нам есть, чем ответить, в случае чего.
Дмитрий Пятов