"В действительности
всё совершенно иначе,
чем на самом деле"Антуан де Сент Экзюпери
Аргентинский предприниматель, этнолог и коллекционер таинственных фактов Януш Хуан Мориц родился в Венгрии, но большую часть жизни провел в Южной Америке. В 1965 году в безлюдной местности за океаном он открыл разветвленную систему подземных коммуникаций немыслимой древности, а четырьмя годами позже сделал это открытие достоянием общественности, под присягой поставив в известность о нем президента Эквадора.
По словам самобытного исследователя, это гигантское разветвление подземных дорог и туннелей протянулось на тысячи километров, проходя, помимо Аргентины, также под территорией Перу и Эквадора. Стены у туннелей были гладкими и отполированными, а потолки - плоскими и ровными, словно покрытыми глазурью. Дороги-проходы вели к обширным подземным залам.
В одной из галерей Мориц якобы обнаружил двадцатикилограммовые книги из тонких металлических листов размером 96x48 сантиметров. В научных кругах эти пластины получили название плакетки. Самое удивительное, что на каждой такой странице были отштампованы либо выгравированы загадочные знаки. Хуан Мориц и его коллеги-исследователи, такие как Стенли Холл, Петронио Харамилло и всемирно известный Эрих фон Дэникен, склонны предполагать, что это библиотека исчезнувшей древней цивилизации.
По другим версиям, в металлических книгах записаны исторические пророчества инков или же знания инопланетян, когда-то прилетавших на Землю. В центре библиотеки установлены предметы, напоминающие стол и стулья вокруг него, но материал, из которого они сделаны, никому не известен.
Мориц и Стенли Холл в 1973 году
Это не камень, не дерево и не металл, но скорее всего нечто похожее на керамику или современные композиционные материалы. Подобные композиты, особо стойкие к высоким температурам и обладающие большой прочностью, применяются, например, в авиации и космонавтике. Но неужели кто-то мог делать их аналоги многие тысячи лет назад?
Кроме того, Хуан Мориц обнаружил в подземельях множество фигурок животных, сделанных из золота. В этом своеобразном «зоопарке» были представлены слоны, крокодилы, обезьяны, бизоны, ягуары. Все они стояли вдоль стен залов и проходов. На полах туннелей было найдено много интересных рисунков. На одном из таковых изображен человек, парящий над планетой.
Металлическая пластина, якобы найденная Морицем в пещере
Получается, задолго до нынешней эры космонавтики люди знали о сферической форме Земли. У другой напольной фигуры - прямоугольное тело и круглая голова. Это странное существо стоит на шаре-глобусе и держит в «руках» Луну и Солнце. Найдена также фигура, которую называют «клоуном» или «пилотом». На голове его - шлем с наушниками, на руках - перчатки. К его костюму, напоминающему скафандр, прикреплены кольцо и провода.
Среди удивительных находок Хуана Морица есть и нечто, весьма похожее на сделанную из золота модель сверхзвукового пассажирского лайнера «Конкорд». Одна такая фигурка была отправлена в музей колумбийской столицы Боготы, а другая осталась под землей.
Изучившие музейный экспонат авиационные эксперты склонны полагать, что это действительно модель воздушного судна. Поражают его геометрически правильные крылья и высокий вертикальный киль. У птиц подобного не встречается.
Фигурка самолета сделана из чистого золота, что тоже весьма загадочно. Ведь в природе как такового чистого золота не встречается. Самородное золото представляет собой природный твердый раствор серебра с массовой долей до 43% в золоте и содержит примеси меди, железа и других металлов. Чистое же золото в наши дни получают при помощи специальной обработки на современных предприятиях и оборудовании. Откуда же такая технология была известна представителям древней цивилизации?
Еще один рисунок, выгравированный на полу туннеля, изображает ископаемого ящера. Но ведь динозавры жили на нашей планете 65 миллионов и более лет назад. Сам же рисунок датируют примерно IV-IX тыс. до н. э. Да и сами туннели - изрядная загадка. Даже в наше время не существует подобных уникальных технологий строительства под землей. Кто же тогда смог проплавить в гранитных толщах идеально ровные туннели с полированными стенками, переплетающиеся в подобие гигантского подземного мегаполиса? Недаром исследователи порой склонны говорить о том, что это плод внеземных технологий пришельцев.
Надо сказать, что Хуан Мориц был большим оригиналом. Он вполне всерьез считал, что венгерские корни лежат в основании фактически каждой цивилизации, а, пообщавшись где-нибудь в глухомани с индейцами, приходил к выводу, что те вполне сносно понимают целые фразы на венгерском языке. Что же касается общения с президентом Эквадора, то оно дало ему карт-бланш на полный контроль над открытием - Мориц мог пригласить независимого исследователя и продемонстрировать фотографическое свидетельство, подтверждающее открытие сети подземных коммуникаций.
В 1972 году Хуан Мориц встретился с Эрихом фон Дэникеном и приобщил его к тайне, показав ему вход в пещерные лабиринты, который якобы вел в большой подземный зал. Судя по всему, легендарную металлическую библиотеку фон Дэникен не видел, а лишь туннели, ведущие к ней. Своими впечатлениями именитый швейцарский исследователь поделился на страницах бестселлера «Золото богов»: «Бесспорно, речь идет не о природных образованиях: подземные коридоры сворачивают строго под прямым углом, они - то широкие, то узкие, но стены повсюду гладкие, словно отшлифованные. Потолки идеально ровные и будто покрыты лаком».
Но одно из потенциально самых сенсационных открытий XX века вскоре затухло. Ведь в интервью немецким изданиям «Штерн» и «Шпигель» Януш Хуан Мориц неожиданно стал отрицать, что когда-либо бывал в пещерах с Эрихом фон Дэникеном. Это подорвало доверие к швейцарцу, которого стали подозревать в том, что он попросту сфабриковал свои невероятные факты, доказывающие присутствие на нашей планете богов - древних астронавтов. Хотя легко было понять: если бы фон Дэникен действительно преднамеренно лгал, то он не оставил бы никаких координат для связи читателей с Хуаном Морицем.
Несмотря на начисто испорченные отношения с Эрихом фон Дэникеном, книга сторонника теории палеовизита привлекла на сторону Хуана Морица новых сторонников. Одним из них стал американец Стенли Холл. И именно тогда Холлу и писателю удалось познакомиться с Падре Креспи, который был монахом-миссионером в Эквадоре с начала 20х годов до самой смерти в 1981 года.
Собиратель южноамериканских древностей падре Креспи с древними металлическими пластинами из своей коллекции вполне доказывает истинность слов Морица
Педре собрал огромную коллекцию золотых и прочих артефактов, которые ему приносили благодарные индейцы-хиваро. В основном это были предметы из меди, медных сплавов, иногда из золота. Большинство этих артефактов были выполнены методом чеканки на металлических листах. В собрании имелись маски, короны, нагрудные диски и т.д. Но наибольший интерес представляет третья часть собрания. К ней относятся изделия, которые не могут быть соотнесены ни с одной из известных археологических культур Америки. Но самыми интересными были многочисленные металлические пластины, покрытые сюжетными изображениями и надписями. Данный вид письменности не известен современным исследователям.
Ещё интересный факт, изображения на таких пластинах не имели ничего общего с культурными традициями древней Америки. Так на одной из пластин была изображена правильная пирамида, а не ступенчатая, как пирамида в Египте. После смерти Падре, коллекция пропала, остались только несколько из более, чем 3000 артефактов.
Стэн Холл, проанализировав собрание падре, изучив ситуацию исследователя Мориса, который продолжал скрывать информацию о местонахождение библиотеки, принял решение организовать собственную эквадоро-британскую, научную экспедицию в район Куэва де лос Тейос, где якобы и находится вход в подземелья с металлической библиотекой. Нужно было лишь найти человека с громким именем для формального руководства экспедицией.
На роль такового они выбрали американского астронавта Нила Армстронга, который, подобно Холлу, имел шотландское происхождение. Астронавт ответил, что он более чем желает присоединиться к миссии. В те годы в Эквадоре правила военная хунта, и экспедиция стала совместным предприятием эквадорской и британской армии, которое поддержала группа геологов, ботаников и других специалистов. Любопытно, что какое-то время энтузиасты надеялись привлечь к руководству экспедицией принца Чарльза, незадолго до того получившего ученую степень по археологии, но шотландский, фактор при выборе шефа в конечном итоге оказался решающим.
Нил Армстронг. Экспедиция Стэна Холла в 1976м году
Одним из ярчайших событий экспедиции стало то, что 3 августа 1976 года Нил Армстронг действительно ступил в древнюю туннельную систему, имея шанс еще раз эпохально войти в историю человечества. Никаких следов металлической библиотеки, увы, так и не было найдено. Зато ученые каталогизировали 400 новых разновидностей растений и обнаружили погребальную комнату с захоронением, датированным 1500 годом до н. э.
Януш Хуан Мориц умер в 1991 году. Он всегда что-то недоговаривал о таинственных подземельях. Поэтому единомышленники продолжили поиски, всяк по своему пытаясь внести в них свою лепту.
Все нити этой истории вьются вокруг Хуана Морица, но все-таки не он был в отправной точке. В интервью 1973 года журналу «Шпигель» Мориц подтвердил, что неназванный человек показал ему пещеру. Но кто был этот человек?
После смерти Морица Холл решил разузнать про «третьего человека», исчзнувшего в тени. Холл раздобыл имя – Лючио Петронио Джарамилло Абарка, но ничего больше.
«Мориц умер в феврале 1991-го», — рассказал Холл. — «У меня было имя и телефонный справочник. Но в Кито (столице Эквадора – Д.М.) проживало великое множество людей с фамилией Джарамилло. Наконец я нашел его, или точнее, его мать. Стоял сентябрь 1991 года, когда она дала мне телефонный номер ее сына. Я позвонил ему».
Слева Лючио Петронио Джарамилло Абарка, справа Стэн Холл
Джарамилло подтвердил, что, когда Мориц прибыл в Гуаякиль в 1964-м, встретил Джарамилло в доме А.Мебиуса и узнал о его истории. Холл был раздосадован, поскольку различные люди пробовали свести его с Джарамилло еще в 1975 году, но потребовалось еще 16 лет, прежде чем они встретились.
Джарамилло и Холл поняли, что Мориц, сосредоточивший внимание на Куэва де лос Тейос, искал не там. Экспедиция 1976 года могла закончиться открытием столетия. И сегодня самое большое желание Холла, если бы он мог повернуть время вспять, сесть за один стол с Морицем и Джарамилло. В то же самое время он понимал, что Мориц с самого начала был одержим мыслью сделать Металлическую Библиотеку своим наследством. Когда Холл показал Морицу запись относительно экспедиции 1976 года, Мориц решительно отказался вернуть ее. Это закончило их дружбу, но Холл не понимал причины разлада до 1991 года, когда он понял, что в том проекте упоминалось имя Джарамилло. Это имя Мориц ни в коем случае не хотел предавать огласке (о чем говорит его интервью в 1973 году). Мориц был невероятно упрям и, одновременно, невероятно лоялен, но очевидно ошибался, думая, что сможет стать в одиночку первооткрывателем столетия.
Джарамилло и Холл стали друзьями, хотя оба согласились, что Джарамилло преждевременно не будет показывать местоположение входа в туннели.
По рассказам Джарамилло Холл изучил истинную историю библиотеки Тейос, который никогда не было в Куэва де лос Тейосе! Джрамилло заявил, что он вошел в библиотеку в 1946 году, когда ему было 17 лет. Его проводником был дядя, чье имя осталось неизвестным. Очевидно он был в дружеских отношениях с местным населением, почему члены племени и доверили ему свою тайну.
Джарамилло входил в систему еще по крайней мере однажды. Тогда он видел библиотеку, состоящую из тысяч больших, металлических книг, расположенных в отделениях на полках. Каждая книга в среднем весила приблизительно 20 килограммов, каждая страница была испещрена рисунками, геометрическими фигурами и письменами. Была и вторая библиотека, состоящая из маленьких, гладких, прозрачных, казалось кристаллических, табличек, поверхность которых пересекали параллельные каналы. Эти таблички также стояли на полках, покрытых золотыми листами. Были там зооморфные и человеческие статуи (некоторые стояли на тяжелых постаментах), металлические полосы различных форм, запечатывающие «двери» (возможно могилы), покрытые цветными, полудрагоценными камнями. Большой саркофаг, изваянный из твердого, прозрачного материала, содержал скелет большого человека в золотых листах. Короче говоря, это невероятное сокровище хранилось там неведомо сколько лет, как будто скрытое при подготовке к некоторому грядущему бедствию.
Однажды Джарамилло снял с полок семь книг, чтобы изучить их, но большой вес заставил его отказаться от затеи. Джарамилло никогда не предъявлял физических свидетельств своих рассказов.
Холл спрашивал его, почему он никогда не делал фотографии. «Он сказал, что это ничего не докажет». Опыт других открытий подтверждает, что фотография – крайне ненадежное доказательство. Однако Джарамилло заявил, что оставил свои инициалы на тех семи книгах, так что если библиотека будет когда-нибудь обнаружена, мы сможем убедиться в правдивости его слов.
И вот, пока Холл организовывал новую экспедицию, в 1995м году, началась война между Перу и Эквадора , в связи с чем пришлось перенести сроки похода. А в 1998 году Джерамилло был убит, унеся с собой тайну местонахождения библиотеки.
Хотя Холл никогда не узнал от Петронио Джарамилло точное местоположение, после смерти Джарамилло в мае 1998 года Холл организовал поездку с Марио Петронио, сыном Джарамилло, в ходе которой они объединили свои знания. Путешествие имело целью только достижение «нулевой точки».
В мае 2000 года Холл вернулся.
Он показал воздушные карты, указывая изгиб на реке и линию обрыва, который скрывает входную пещеру – вход в систему, протянувшуюся на несколько миль. Его предположение – обвал породы (свидетельство древнего землетрясения) открыл подземную сеть. Холл посетил это место и заключил, что оно отлично удовлетворяет описанию Джарамилло.
Та информация которой Джарамилло успел поделиться с Холлом, натолкнула исследователя на предположения того, где может находиться вход в пещеру, ведь как сказал Джарамилло, вход спрятан под речной водой, и чтобы попасть в лабиринт, нужно проплыть по подводному туннелю.
Так, 17 января 2005 года Холл информировал эквадорское правительство относительно местоположения пещеры, которая удовлетворяет описанию Джарамилло, и которая, как он надеется, станет целью экспедиции, этим местом оказался изгиб реки Пастаза.
Для любого, кто заинтересован, сообщаю координаты — 77°47’34′ западной долготы и 1°56’00′ южной широты.
Холл думает, что потребуются десятилетия или сдвиг в мировоззрении, прежде чем люди смогут работать вместе, для общей цели. Он доказывает, что экспедиция 1976 года состоялась только потому, что у власти находился военный режим; «демократическая бюрократия затопит экспедицию прежде, чем на пути встретится хоть одна болотистая река».
Все что требуется – чувство сотрудничества и открытости. Слишком много людей пробовали использовать библиотеку как свидетельство их собственной теории инопланетного пришествия, всепобеждающих венгров или Зала записей. Возможно именно поэтому эти миссии были обречены. Возможно мы должны позволить библиотеке говорить за себя. Ответы на вопросы относительно того, кто это построил, откуда они прибыли и т.д. мы сможем найти внутри. В конце концов, библиотека это или нет?