Крестный ход в честь Крещения Руси проходит на Украине ежегодно. В частности, в прошлом году в нём приняли участие 10 тыс. человек. Но именно нынешний привлёк к себе повышенное внимание. Он отличался беспрецедентным количеством паломников — около 80 тыс. человек, крайне резкими выпадами со стороны радикалов и особым символическим значением.
Символ единения
«Всеукраинский Крестный ход мира, любви и молитвы за Украину» начался в двух украинских лаврах: 3 июля в Святогорской (Донецкая область) и 9 июля в Почаевской (на западе страны). Православные с востока и запада шли навстречу друг другу, чтобы объединиться в Киеве. Акт, без сомнения, символический, призванный примирить враждующие стороны современной Украины.
«С запада и с востока идут две колонны — это очень важно и символично для сегодняшней Украины, — сказал в интервью RT иеромонах Макарий Маркиш. — Они идут в древнюю столицу Руси, город Киев. Это древнейший центр русского мира. В этот город сходятся колонны верующих для несения слова и дела — для умирения конфликтов и вражды».
И, конечно, у любого крестного хода есть ещё и глубинное значение, освящённое древней традицией.
«Крестные ходы — одна из самых уважаемых и древних традиций, существующих в христианской православной церкви, — продолжил иеромонах Макарий Маркиш. — В условиях конфликтов и смут, как это происходит, к сожалению, сейчас на Украинской земле, — это символическая форма явления Христа в этом мире».
Словом и делом
Но движение в сторону объединения и примирения понравилось на Украине не всем. На протяжении всех трёх недель шествия в адрес участников крестного хода сыпались угрозы со стороны украинских радикалов. Так, неонацистка Виктория Резниченко на своей странице в соцсети написала: «Ребята, а давайте серьёзно. Мы же все понимаем, что это не боголепные старушки, а ДНР к нам идёт». И далее она обращается с конкретным вопросам к своим друзьям-читателям: «Конкретные идеи — как будем убивать, жечь, расстреливать?» Примерно в том же духе, разве что менее агрессивно, звучали голоса и других евромайдановцев.
Как водится, в крестном ходе углядели руку Москвы. Бдительность проявил киевский политолог Юрий Романенко: «Московские попы пытаются организовать крестный ход из ЛДНР на Киев. Правильнее сказать, что не московские попы, а Кремль при поддержке московских попов».
Он же дал рецепт борьбы с этим «злом», заочно ответив на вопрос Резниченко: «Как мы должны действовать? Во-первых, по всем каналам нужно сказать, что за линией фронта все участники крестового хода будут распяты на крестах. Во-вторых, заранее расставить кресты на обочинах. Эффект будет сногсшибательный».
Не остались в стороне и парламентарии. Депутат от «Народного фронта» Левус потребовал от мэра Киева Виталия Кличко запретить ход. Спикер Верховной Рады Парубий увидел в крестном ходе скрытую угрозу: «В Киев, кроме действительно верующих, стягиваются провокаторы с запретной экстремистской символикой и символикой страны-агрессора».
Правда, в ответ раздавались и голоса противников конспирологических теорий. «Не знаю, для кого церковь на Украине ассоциируется с Владимиром Путиным или с Москвой, но лично для меня она ассоциируется с тем храмом, в который я хожу. Я никогда не задумывался о каких-то параллельных вертикалях», — заявил в комментарии РИА Новости-Украина народный депутат от «Оппозиционного блока» Евгений Мураев.
Противодействие оказывалось не только словом, но и делом. Не пропустить крестный ход пытались украинские националисты из запрещённой в России УНО — они установили блокпосты на Житомирской и Бориспольской трассах на подходе к Киеву.
Были попытки воспрепятствовать движению верующих и на уровне региональных властей. «В Борисполе прохождение крестного хода запретили депутаты», — сказал в интервью RT политолог Александр Асафов.
Непротивление
Участники крестного хода, напротив, демонстрировали миролюбие, всячески подчёркивая, что это сугубо мирная акция. Но при этом были тверды в своём намерении дойти до Киева. Общий настрой верующих и цель крестного хода выразил в напутственном слове предстоятель УПЦ МП митрополит Онуфрий: «С глубокой скорбью на сердце мы все сейчас переживаем трагедию — на востоке Украины продолжается вооружённый конфликт, проливается невинная кровь наших земляков. Самое большее, что может сделать наша церковь — это призвать к миру. Именно такова цель всеукраинского крестного хода».
Число участников росло день ото дня. Свершить свой духовный подвиг стремились уже десятки тысяч верующих. Видимо, призыв митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия сыграл свою роль: «Крестный ход — это не просто наш духовный подвиг. Это осознанное, волевое действие каждой христианской души, которая на деле следует евангельским заповедям. Поэтому простого созерцания крестного хода мало. Это время проявить свою христианскую совесть. Кто может идти в крестном ходе долго — пусть идёт. Кто может передвигаться только в своём населённом пункте — пусть это делает. Может накормить паломников — всё это также является вашим участием в общем великом деле».
Фактор страха?
Политологи отмечают несколько причин негативной реакции на крестный ход. «Киевские власти считают, что Московский патриархат является интеграционной структурой с руководством России», — сказал в интервью RT политолог Виктор Олевич. Таким образом, для киевского истеблишмента УПЦ МП напрямую ассоциируется с властью Кремля, а значит крестный ход — дело рук Москвы.
Как следствие — стремление минимизировать влияние Московского патриархата и, по словам Виктора Олевича, «поддержать альтернативные раскольничьи структуры, такие как Киевский патриархат и униатскую церковь».
Есть ещё один субъективный фактор. «Сам факт крестного хода за мир для украинской власти — целое бревно в глазу, — сказал RT Александр Асафов. — В современной политической элите Украины практически нет прихожан УПЦ МП. И именно Украинская православная церковь является для них мишенью».
На подступах к Киеву
Наиболее бурно события стали развиваться, когда крестный ход приблизился к Киеву. На Житомирской трассе силовики, охраняющие шествие на всём его маршруте, обнаружили муляжи взрывных устройств и две боевые гранаты. Движение верующих было остановлено.
Об этом на своей странице в Facebook заявил министр МВД Аваков: «Силами Нацполиции и Нацгвардии МВД заблокировало проход Ходы по улицам Киева».
Советник Авакова Антон Геращенко сообщил, что участникам крестного хода предолжили пересесть на автобусы и проследовать к месту богослужения безопасным маршрутом. Переговоры с паломниками вела глава полиции Хатия Деканоидзе. Но верующие отказались ехать на автобусах и заявили о намерении следовать пешком. И были в своём решении непреклонны.
Мирный исход
27 июля крестный ход достиг Киева. Городские власти постарались максимально обеспечить безопасность. За порядком следили несколько тысяч полицейских, участники крестного хода проходили через миноискатели. Никаких столкновений, которыми пугали украинские радикалы, не случилось. В городе кое-где встречались одиночные пикеты противников крестного хода, да правоохранители изъяли у участников крестного хода несколько ножей — для такой массы народа это в рамках статистической погрешности.
Как и было намечено, два потока верующих — с востока и запада — сошлись в Киеве, на Владимирской горке, где прошёл молебен во главе с предстоятелем УПЦ МП Онуфрием. Затем верующие направились к Киево-Печерской лавре, там было совершено богослужение.
«Если вспомнить евангельские слова Апостола Павла, — сказал иеромонах Макарий Маркиш, — «наша война не против плоти и крови, а против духов злобы». И эта борьба происходит сейчас на Украине. И крестный ход — фронт этой борьбы, которую мы ведём».
Иными словами, мирное завершение крестного хода можно считать локальной победой добра над злом.
Илья Оганджанов