Сразу же после попытки военного переворота президент Турции Реджеп Эрдоган начал массовые чистки во всех государственных структурах и приостановил действие Европейской конвенции по правам человека.
Выход на улицы радикальных сторонников и приверженцев исламистского курса Турции обозначил тот путь, по которому Анкара решила идти в ближайшие годы. Несколько десятилетий заигрываний с Западом и попыток вступить в Европейский союз с одновременным разворотом на исламский мир закончились. Эрдоган определился.
До недавнего времени политика Турции указывала на страстное желание Эрдогана восстановить турецкое могущество до времен Османской империи. Но со временем стало ясно, что проект этот оказался не по зубам современной Турции: не хватило ни политической воли, ни ресурсов. Одной из главных ошибок стало выстраивание нефтяного бизнеса с террористами под носом у таких нефтеносных стран, как Иран и Россия. Именно этот "неловкий момент" перекрыл Эрдогану дорогу в Европу, США, а позже — в Иран и Россию.
В результате, неосманский проект оказался свернут, и, видимо, надолго.
Одновременно с этим турецкое руководство молниеносно свернула все интеграционные проекты с Западом. Реджеп объявил о необходимости ввести смертную казнь для мятежников и тем самым "заморозил" действие Европейской конвенции по правам человека. А это, определенно, красная черта для западных либеральных демократий.
Вместо этого Эрдоган начал наступать внутри страны по всем фронтам, устроив массовые кадровые чистки, охватившие все структуры государственной власти. В результате, многолетнее движение в сторону Европы фактически аннулировано.
Цель Эрдогана сейчас — полностью переформатировать политическую систему страны и освободить ее от любых сторонников его самого серьезного противника — проповедника Гюлена, который добровольно эмигрировал из Турции в США.
Если турецкому "султану" это удастся, то уже осенью Турция предстанет иной страной — жестким авторитарным государством, готовым осуществлять внешнюю экспансию по всем фронтам: в Сирию, Украину, Нагорный Карабах.
Другой важнейшей проблемой для Эрдогана остаются курды на юго-востоке страны и в Сирии. Теперь с развязанными руками Эрдоган попробует огнем и мечом похоронить проект независимого Курдистана, и мнение Запада его больше не интересует.
Решение курдского вопроса в Турции невозможно без его разрешения на территории Сирии и Ирака, иначе турецкие курды так и будут получать помощь от своих соратников в Сирии и Ираке. Но как именно "янычар в галстуке" будет решать этот вопрос на территории сопредельных государств — пока не ясно. И тут ему не стоит забывать судьбу Саддама Хусейна.
В свое время Хусейн также был союзником США в войне с Ираном, но после оказался неугодным правителем, который начал воевать с иракскими курдами. Ситуация до боли похожа.
Пока что Эрдоган пытается договориться с Россией, Ираном и Сирией, чтобы чувствовать себя более стабильно, но надо понимать, что при первой же возможности Эрдоган начнет физически ликвидировать всех своих противников и врагов не только в Турции, но и на сопредельных территориях, чтобы продолжать реализацию своего Неоосманского халифата 2.0.