«Рыбный день» в СССР вводился дважды: 12 сентября 1932 года Наркомснаб издал Постановление о «О введении рыбного дня на предприятиях общественного питания», и в 1976 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему увеличению производства рыбной продукции и улучшению её продажи». И оба раза эти мероприятия были вынужденной мерой, а не актом заботы государства о здоровье и правильном питании населения.
В первом случае нарком Анастас Микоян нашел изящный выход из создавшегося после коллективизации продовольственного дефицита. Разорённые крестьянские хозяйства и резкое сокращение поголовья скота привели страну по существу к голоду. Рыбу коллективизация не затронула по причине «недоступности морских тварей», речной рыбе и морепродуктам пришлось восполнять недостаток белка и витаминов в скудном рационе советских граждан. Автор «рыбного дня» А. Микоян на личном примере агитировал население. В своих мемуарах он признавался, что предпочитал свинину, но с легкостью перешёл на рыбу. Употреблял ее в варёном, жареном, копчёном, печёном и даже сыром виде. Сырой рыбой его угощал Сталин, рыбка с чесноком и солью, запитая рюмкой коньяка, не могла не понравиться, если хлебосольным хозяином был сам вождь. Спустя два года на ХVII съезде партии автор продовольственной инициативы победно рапортовал о росте потребления рыбной продукции. Когда продовольственное положение стабилизировалась, «рыбный день» в СССР канул в Лету.
С середины 60-х годов прошлого века в СССР снова стала ощущаться нехватка продуктов животноводства. Партии и правительству пришлось вспомнить инициативу Микояна. Постановление было подкреплено выделением огромных средств на усовершенствование рыболовного флота, развитию рыбоперерабатывающей промышленности и сети специализированных магазинов «Океан» и «Живая рыба». Рыбу следовало поймать, обработать, заморозить, доставить и заставить потребителя ее купить и съесть. Силовое решение подкрепили широкой пропагандой и отсутствием выбора. В печати и на телевидении развернулась широкая пропаганда: советским людям рассказывали о пользе рыбы в рационе, объясняли разницу между пресноводной и морской рыбой. Полки аптек заполнили пузырьки с рыбьим жиром, детей буквально ложками поили противной жидкостью (капсул и таблеток с рыбьим жиром еще не выпускали). Табличка «Четверг – рыбный день» украшали все точки общественного питания, кроме ресторанов.
Для определения конкретного дня привлекли специалистов: врачи, психологи, социологи сошлись во мнении, что четверг – оптимальный день. Научное обоснование было метко прокомментировано находчивым народом: понедельник – отходняк, повеселившиеся за выходные граждане без мяса не обойдутся; вторник и среда – середина рабочей недели, поэтому надо поддержать силы; вторая половина пятницы – почти нерабочий день, который сливается с хмельными выходными днями.
Верующие люди рассмотрели в «рыбном дне» пакость по отношению к православию, нарушающую традицию постных дней (среда и пятница). Самым оригинальным объяснением стал анекдот: «Почему рыбным днём выбрали четверг? Потому что именно в четверг Михайло Ломоносов прибыл в Москву с рыбным обозом». Кстати, анекдотов и карикатур по поводу такого уникального явления, как рыбный день, в СССР ходило множество.
Как бы там ни было, а рыбный день по четвергам – тоже один из символов Советского Союза наряду с гранёным стаканом, «горбатым» «Запорожцем», пресловутым дефицитом и многими другими вещами и явлениями, олицетворяющими ушедшую эпоху СССР.