Более тысячи ценных находок сделали археологи во время работ по благоустройству столичных улиц. Поэтому Музей Москвы пополнился новыми свидетельствами, какой была московская жизнь времен Пушкина, Екатерины и даже Ивана Грозного.
"Что-то довольно крупное, сейчас лопату принесем. Очень глубоко", — вот так, вооружившись металлоискателем, каждый день они буквально по крупицам собирают историю Москвы. Любые земляные работы в столице должны проходить под присмотром, а точнее — под чутким руководством археологов.
В районе Поварской улицы проходила дорога, по которой Иван Грозный отправился в поход на Литву. Здесь же, на территории современного Нового Арбата, в XIX веке жил Тургенев. А Пушкин нередко приходил к своему другу и автору эпиграмм Сергею Соболевскому.
"При строительстве Нового Арбата в 1960-70 годах проводились достаточно обширные строительные работы, и, конечно многие участки культурного слоя оказались здесь разрушены. Но это не значит, что здесь ничего не осталось", — подчеркивает в интервью программе "Вести-Москва" главный археолог Москвы Леонид Кондрашев.
"Здесь был богатый район, слобода которая занималась обслуживанием царского двора: Скатертный переулок, Столовый переулок. Года два назад мы там нашли клад серебра на 4 с лишним килограмма", — рассказывает археолог Борис Токанов.
Клад — это, конечно, большая редкость. Чаще попадаются предметы быта, детские игрушки, нательные крестики, посуда и монеты. Например, пятак времен Екатерины — находка нечастая. Поскольку монета довольно крупная, теряли ее редко. Да и сумма по тем временам весьма внушительная. На пять копеек можно было сытно перекусить в заведении.
"Тогда можно было на пятак заказать себе кашу с мясом, пирог и, допустим, еще кружку кваса. То есть кто-то потерял серьезную сумму. Наверное, это как сейчас 500 рублей", — отмечает археолог Игорь Гриднев.
"Сначала к нам поступают находки, мы их моем, чистим щеточкой", — говорит реставратор.
После раскопок у всех находок начинается вторая жизнь. Специалисты их чистят, если это разбитая посуда — склеивают, а потом зарисовывают. Так создается специальный паспорт каждого из будущих музейных экспонатов.