Редакция газеты обратилась в иркутскую детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва (ДЮСШР), чтобы получить ответы на вопросы: что в этом резерве хранится и откуда он берётся?
Кто кого выбирает?
В ДЮСШР принимают с разного возраста - всё зависит от того, «во что» ребёнка отдали родители. Например, в настольный теннис принимают с пяти лет, в лёгкую атлетику берут с девяти, в тяжёлую - с десяти... При этом, независимо от вида спорта, первые два года начальной подготовки придётся отдать по сути банальной физкультуре: никто сразу не даст ребёнку в руки шест или штангу. Даже если ему пообещали тяжёлую атлетику, сначала он будет два года бегать, прыгать, заниматься растяжкой. Техника «рывка» и «толчка» осваивается постепенно, но с лёгкой палкой, а не со штангой.
Через два года, если воспитанник подходит выбранному спорту, его переведут в тренировочную группу. Как рассказал инструктор-методист Валерий Богатырёв, зачастую тренер в этой группе тот же самый, только теперь он занимается с детьми уже конкретным видом спорта.
- Бывает, что ребёнок вообще никак в выбранном спорте не проявляется, - признаёт Валерий Богатырёв. - И тренируется уже несколько лет, и вроде бы настойчивый, и... ничего не добивается! Но это редчайший случай, если тренер скажет такому воспитаннику: «Ты мне не нужен!» Обычно советует попробовать себя в чём-то ещё :тренер ведь видит, к чему есть способности. За примером далеко ходить не надо: Алексей Негодайло - бобслеист, олимпийский чемпион, а ведь начинал у нас в лёгкой атлетике. В своё время выполнил нормативы мастера спорта в спринте, но было понятно - максимум чемпионом России станет. Конечно, он бы и сейчас ещё бегал, был бы в сборной области, но для мирового уровня... Тренер предложил Алексею попробовать себя в бобслее - и пожалуйста - олимпийский чемпион!
Спортивный патриотизм
Значит ли, что, отдав ребёнка в школу олимпийского резерва, родители в будущем пристроили чадо в сборную страны? Нет. Попотеть ему для этого придётся точно так же, как и любому другому ребёнку любой другой спортивной школы.
А в любой спортивной школе что? Пот и слёзы. И желание. Начальный спортивный разряд - это третий юношеский. Их обычно получают даже те, кто просто отзанимался год, и в большей степени это моральное стимулирование юного спортсмена. Прошли, допустим, какие-то местные соревнования, ребята выступили, как смогли, а тренер соберёт потом всех на «разбор полётов» и объявит: «Вася Иванов сегодня выполнил третий юношеский разряд! Поздравляем!»
- Это меняет отношение к своим возможностям, - говорит Валерий Алексеевич. - А Вася гордый, и его распирает - он готов хоть сейчас ещё раз на соревнования! И неважно - за школу, город или страну! И пусть пока тренер говорит: «Почувствую, что тянешь на второй, - поедешь на соревнования в Ангарск». А для ребёнка поездка на соревнования в соседний город - это уже такое событие! Ехать выступать за команду города! Вот где формируется патриотизм!
На морковке не будет рекордов
В свете последних допинговых скандалов, я не мог не спросить Валерия Богатырёва, как он оценивает происходящие события.
- Это же не только мы так делаем - так весь спортивный мир делает! - прокомментировал тот. - Бегать стометровки быстрее десяти секунд, питаясь морковкой с картошкой, - это нереально! Естественно нужны стимуляторы! Другое дело, что наша спортивная фармакология запаздывает и мы применяем то, что на Западе уже сто лет не используют. Тот же мельдоний у нас продолжали «кушать», потому что дешёвый, доступный и действительно помогал сердечной мышце. Собственно, его сердечникам и назначают. А американцы используют более современные препараты, которые Всемирное антидопинговое агентство, к сожалению, не торопится внести в список запрещённых.
Кстати, Илья и Владимир Красновы - легкоатлеты из Братска - были включены в предварительный состав олимпийской сборной России и вполне соответствовали критериям отбора на игры в Рио, но буквально недавно получили sms о своём исключении и практически всей нашей легкоатлетической сборной из предстоящих игр.
- Конечно, обидно! - признаётся Владимир. - Мы в отличной форме! Могли бы всех «уделать»! Но не стоит киснуть, ещё возьмём следующую Олимпиаду. Дайте только шанс!