Связывающая Армению с Россией Военно-Грузинская дорога, которая продолжает по большей части оставаться закрытой из-за опасности затопления, создает серьезные проблемы не только для движения автотранспорта, но и для грузоперевозчиков. Закрытие КПП «Верхний Ларс» в разгар сельскохозяйственного сезона существенно ударило особенно по представителям среднего и малого бизнеса, однако правительства Грузии и Армении оптимистичных прогнозов пока не дают. Вместо этого советуют бизнесменам позаботиться о возможности паромной переправы.
Вернувшийся из Грузии министр транспорта и связи Армении Гагик Бегларян на заседании правительства 7 июля заявил, что автомобильное движение по дороге Верхнего Ларса с сегодняшнего дня будет осуществляться по дневному режиму, а максимум через 4−5 дней установится и 24-часовой режим. Однако при этом он отметил, что по прогнозам грузинской стороны велика опасность схода большого объёма почвы с гор, что означает, что жизненно важный участок дороги может быть заблокирован снова на неопределенное время. Бегларян проинформировал также, что с грузинской стороной обсуждается вопрос строительства надземного тоннеля, однако это в перспективе, так как связано с достаточно большими финансовыми затратами.
В свою очередь, премьер-министр Овик Абрамян призвал начать переговоры о создании альтернативной дороги. Министр проинформировал, что в ходе своего визита в Грузию стороны обсудили вопрос развития транспортного коридора в соответствии с международными стандартами, также было анонсировано несколько вариантов перевозки армянских товаров через Грузию. Оптимальной на данный момент являются направления Рустави-Садахло и Тбилиси-Гегути, а также по автомагистрали Мцхета-Степанцминда-Ларс и Тбилиси-Бакурцихе-Лагодехи.
В экспертных кругах Армении предлагают также вариант кахетинского направления с выходом в Дагестан. В беседе с EADaily эксперт по Грузии Джонни Меликян отметил, что уязвимость российско-грузинской границы заставляет армянскую сторону постоянно поднимать вопрос о необходимости обеспечения альтернативных маршрутов. Особенно, что исходя из политической конъюнктуры, надеяться на запуск абхазской железной дороги в ближайшее время особо не приходится.
Он предлагает рассмотреть дополнительный маршрут в кахетинском направлении с выходом в Дагестан. По мнению Меликяна, армянская сторона должна работать для открытия данного направления, так как кахетинская дорога также является тем маршрутом, который может обеспечить практически бесперебойный транзит в ЕАЭС.
В свете последних событий, в частности, снятия санкций с Ирана, заинтересованность этой страны в евразийском рынке несет в себе огромные преимущества. Однако из министерства EADaily передали, что конкретно это направление на обсуждение вынесено не было и не рассматривается.
«В ходе визита Гагика Бегларяна в Грузию была обсуждена важность направлений Европейский транзитный коридор (Е-60), Мцхета-Степанцминда-Ларс и Тбилиси-Бакурцихе-Лагодехи. И армянская, и грузинская стороны отметили, что наиболее эффективным способом для транспортировки грузов из Армении по территории Грузии являются направления Рустави-Садахло и Тбилиси-Гегуты, а также направление Хашури-Ахалцха», — отметили в ведомстве.
В свою очередь из министерства сельского хозяйства заверили, что из-за закрытия Ларса в пик сезона перевозчики убытков не понесли, так как даже те, кто из-за сложившейся ситуации вынужден был застрять, свой товар реализовали на грузинском рынке. А для остальных, у которых «горели» договора, в срочном порядке была организована паромная переправа из Поти в Новороссийск, что в некотором смысле даже принесло пользу им, так как сократило дорогу на 300 км. Правда, такой путь несколько дороже: переправа на пароме одного большегруза стоит $ 1000, однако, передали из министерства, никаких жалоб в связи с этим не поступало. Главное на тот момент было переправить грузы.
«На сегодняшний день 4 парома с 220 большегрузами из Поти уже переправлены в Новороссийск. Каждая машина с 20 тоннами овощей и фруктов. Процесс перевозок продолжается», — отметили в министерстве.
Между тем, экономисты ситуацию видят в более пессимистичных тонах, и в частности из-за того, что нет никаких гарантий, что Ларс, который сегодня пропускает машины практически в штатном режиме, завтра снова не даст сбой из-за климатических условий. Например, согласно подсчетам экономиста Ваагна Хачатряна, перевозка одной машины обойдется государству в порядка $ 1000. А такой расклад, по его словам, не может обеспечить непрерывность роста армянской экономики. Но пока альтернативы Ларсу у Армении нет и судя по всему в ближайшее время не предвидится.
Подготовила Лия Ходжоян