Около года назад родственники "сдали" Андрея в одну столичную клинику для наркоманов. Теперь он считается здоровым и сам лечит своих "собратьев по пристрастью". Не потому что хочет, а потому, что в клинике говорят: ты должен. Уйти не позволяет договор, который с ним заключили в начале лечения. Да и идти ему попросту некуда – родственники переехали и не отвечают на звонки. Жаловаться тоже толком некому – вроде как бумагу подписал сам.
– Всё вроде ничего, нам однушку снимают, мы там с ребятами впятером живём. Кормят. Ещё тысячу карманных дают на месяц, только заработать не дают. Но, в целом, жить можно, – говорит Андрей.
Рабы своей страсти...
Риск стать после "лечения" рабом, а то и вовсе выйти из клиники с искалеченным телом или психикой гораздо выше, чем многие думают. По данным свежего исследования движения "Стопнаркотик", больше чем в половине центров по лечению наркоманов работают мошенники либо сектанты.
"Всего в России порядка 500 таких центров, наши волонтёры обошли 270 из них, это вполне репрезентативная выборка. В 30% отказываются предоставлять информацию о методах лечения, распорядке дня и даже ценах. Из оставшихся 30% имеют признаки сект, 30% - мошенники, использующие для лечения силовые методы: 25-й кадр и тому подобное"
По его словам, обнаружить мошенников и сектантов достаточно просто. Для этого надо всего лишь изучить распорядок дня, методику лечения и используемую центром литературу. Первые применяют не признанные официальной медициной способы, в числе которых битьё, привязывание, различные "внушения" (кодирование, 25-й кадр и тому подобные). Сектанты же используют весьма специфическую литературу, а большую часть дня "пациенты" по распорядку посвящают религиозным обрядам.
– У нас действительно есть такие проблемы с реабилитационными центрами. Больше того, в них зачастую нарушают права человека: например, удерживают силой. В сектах людей используют в своих целях – например, как бесплатную рабочую силу, – подтверждает ответственный секретарь Совета по правам человека при Президенте РФ Яна Лантратова.
По её словам, в СПЧ готовятся провести спецзаседание по этой теме.
– Первая проблема в таких центрах – это отсутствие общественного контроля. Мы не можем знать, что они делают с людьми. Лицензий тоже получать не нужно – хоть сейчас вешай табличку "Реабилитационный центр" и работай как хочешь. Мы хотим ввести общественный контроль для таких учреждений, сейчас формируется пул экспертов, – добавила Лантратова.
Минздрав и большинство признанных экспертов-наркологов (например, главный внештатный нарколог Минздрава Евгений Брюн) признают только традиционные методы лечения, расписанные ведомством в Стандартах оказания первичной медико-санитарной и наркологической помощи. К одобренным, в частности, относятся медикаментозно-детоксикационная терапия, фармакологическая коррекция психомоторных возбуждений и судорожных состояний и другие методы.
В штате клиники Минздрав рекомендует держать психиатров-наркологов, психотерапевтов, медицинских психологов, специалистов по социальной работе, медсестёр и санитаров. Есть требования и к оборудованию. В отделениях реабилитации помимо медицинских приборов рекомендуют иметь телевизор, DVD-диски, картины, декоративные растения, аквариум, комплекс для спа и оборудование для гимнастики.
...властители их денег
Мониторинг "Стопнаркотика" показал, что многие центры не только игнорируют эти рекомендации, но и сочли нужным сильно завысить цены на свои услуги.
– Мы заметили, что цены очень сильно выросли: с 600 рублей за сутки в прошлом году до 2–3 тысяч рублей в этом. В Москве есть клиники, где берут и по 15 тысяч. Это очень странно, ведь такие центры получают субсидии из региональных бюджетов на аренду помещения, оплату электричества и воды. Были дотации и из федерального бюджета – от ФСКН. То есть нельзя сказать, что у них сильно увеличились расходы, – замечает лидер "Стопнаркотика" Сергей Полозов.
Уточним, в прошлом году ФСКН выделила 10,2 млн рублей на поддержку реабилитационных центров для наркоманов.
Если считать, что в одном центре лечится около 50 человек, в прошлом году их совокупная выручка составляла порядка 15 млн рублей в день, или 5,5 млрд рублей в год. С повышением же цен она увеличилась больше чем в четыре раза – до 62,5 млн рублей в день, или 22,8 млрд рублей в год. За дополнительные 17,3 млрд в год отрасль обязана экономическим затруднениям.
– В кризис спрос на такие услуги растёт, ведь люди чаще впадают в депрессию и, соответственно, чаще обращаются к алкоголю и наркотикам, – объясняет директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Давид Мелик-Гусейнов.
Еще в начале прошлого года бывший глава ФСКН Виктор Иванов прогнозировал увеличение числа наркоманов на 10% "из-за депрессивных настроений в обществе, возникающих в связи с непростой экономической ситуацией". Количество наркоманов на момент высказывания Иванов оценивал в 8 млн человек. На учёте в наркологических диспансерах их гораздо меньше – 300 тысяч человек (по данным Росстата на 2014 год).