Неделю назад Орловский областной суд принял решение о признании местной организации «Свидетелей Иеговы» экстремистской и ее ликвидации. Если посмотреть на прошлый год – подобное же решение в Обнинске Калужской области; ранее, в 2014 году ВС РФ признал экстремистским сайт «Свидетелей» и три книги организации.
21 июня текущего года правоохранительные органы провели обыски в церкви саентологии в Москве и Санкт-Петербурге, около десяти человек доставлены на допросы. Еще в ноябре прошлого года Мосгорсуд удовлетворил иск Минюста о ликвидации религиозного объединения «Саентологическая церковь Москвы». Довольно часто появляются новости о признании тех или иных сект экстремистскими организациями и судебных решениях об их ликвидации – как имеющих последователей по всему миру, вроде тех же саентологов и иеговистов, так и местных, российских, вроде ликвидированных по решению ВС РФ в начале этого года секты «Союз сотворцев святой Руси», именовавшей своих последователей «боголюдьми», «арийцами» и «гипербореями», или секты «Орда», «исцелявшей» людей общением с духами предков и посещением мест древних захоронений.
Сами сектанты, естественно, объявляют такие решения суда нарушением свободы вероисповедания, религиозной дискриминацией.
Но можно ли считать религиозной дискриминацией действия суда по ограждению граждан от деструктивных сект, влияние которых зачастую приводит к трагическим последствиям? Так, в Белгородской области были зафиксированы случаи смерти среди детей последователей «Свидетелей Иеговы» - ведь у них запрещено переливание крови, даже если оно необходимо по медицинским показаниям и может спасти человеку жизнь.
Иеговисты ссылаются на слова в Ветхом Завете (Книгу Левит и Книгу Бытия) о том, что кровь является священной в глазах Бога, так как в ней находится душа человека или другого живого существа, и по этой причине нельзя употреблять кровь в пищу. Также в «Деяниях Апостолов» (одной из книг Нового Завета) говорится, что Святому духу угодно, чтобы люди воздерживались от крови (вообще, цитата целиком выглядит так: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите»). Поэтому «Свидетели Иеговы» отказываются и от любых других видов приёма цельной крови и любого из четырёх её основных компонентов — эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов или плазмы. Особенность позиции «Свидетелей Иеговы» в том, что сторонники учения чётко понимают возможные опасности для здоровья пациента, связанные с отказом от переливания крови, — и все же не допускают в этом запрете никаких исключений, даже если речь идёт о спасении жизни. Ну, в конце концов, если такой отказ – выбор взрослого человека, то это его дело, но ведь часто из-за этих религиозных убеждений родителей погибают дети, как это и было в Белгородской области. Конечно, тут должны вмешаться суд и правоохранительные органы. Что и было сделано.
Кроме того, детям последователей указанной секты не разрешено отмечать праздники и посещать патриотические кружки, а молодым людям запрещается служба в армии. Адепты полностью отвергают герб, гимн и другую государственную символику, а также массово распространяют идею о необходимости роспуска армии.
«Свидетели Иеговы» проводят массированную пропагандистскую кампанию в регионах России. Так, в Ненецком автономном округе, в доме с большой пристройкой, где живет идейный лидер «свидетелей», оборудована полноценная церковь с трибуной и скамейками. Также представители данной секты начали плановые посещения отдаленных деревень, где под видом концертов самодеятельности они пропагандируют свою религиозную школу. Выявлено, что буклеты и иные печатные материалы привозят в Ненецкий автономный округ с территории Украины. Помимо этого, существует информация, которая сейчас проверяется, о вовлечении в деятельность секты такой категории граждан, как выходных школ-интернатов. В этих случаях вербовка происходит обманным путем, и вместо обещанного спасения адепты вынуждены расставаться со своим имуществом и квартирами, передавая их секте.
Среди методов, типичных для религиозных пропагандистских сект, назвают: использование сектантами тяжелых жизненных ситуаций у людей для их последующей вербовки (например, вербовка пациентов реабилитационных центров для наркозависимых); подмена моральных ценностей с помощью методов НЛП; скрытая пропаганда деморализующих принципов за счет оперирования религиозными взглядами сектантов; проникновение сектантов в учебные заведения с целью пропаганды своей идеологии среди молодежи; участие в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, под видом представителей религиозных организаций, с целью последующего вовлечения подростков в свою деятельность.
В целом, исследователи отмечают, что пребывание в организации «Свидетелей Иеговы» (как и в других деструктивных сектах) увеличивает риск развития психических расстройств, это учение существенно негативно влияет на психическое здоровье вовлеченных. Конечно, люди, испытывающие психологические трудности или переживающие сложный период более восприимчивы к пропаганде различных сектантов. Но вовлечение в секту не только не решает эти проблемы, но способствует их усугублению, развитию неврозов, порой доводит человека до суицида.
Широко известны яркие противоправные прецеденты с участием религиозных сект: экстремистская деятельность секты «Свидетелей Иеговы» в ряде городов Российской Федерации (Томск, Таганрог, Бердск и др.), мошеннические действия руководителей секты кришнаитов в Томске.
Кроме «Свидетелей Иеговы» среди самых распространенных в России сект – саентологи, кришнаиты, муниты – сторонники так называемой «Церкви Объединения», а также местные, российские, вроде неоязычников из «Звенящих кедров России», организаторы которых под прикрытием экологических лозунгов о возвращении к земле и традициям мошенническим способом занимаются собственным обогащением за счет рядовых адептов.
В конечном итоге, не так уж важно, прикрываются ли секты цитатами из священных текстов, возвращением к древним верованиям или сверхсовременной научностью. Важно другое – опасность, которую они представляют для граждан, мошеннически присваивая их имущество, заставляя отказываться от медицинской помощи и общения с родными, и как суд может бороться с общественной опасностью, которой являются деструктивные секты.
«Свидетели Иеговы» первоначально назывались «исследователями Библии». Куда уж традиционнее. Саентология, напротив, претендует на научность. Это религиозно-философское течение, возникшее в США в середине прошлого века. Его основателем является американский писатель-фантаст Рон Хаббард, создавший данную систему верований и практик, а вернее, компиляцию псевдонаучных и религиозных идей. Сторонники пытаются представить саентологию как «мирное учение, пропагандирующее права человека, отказ от наркотиков и моральные ценности», но многочисленные экспертизы ученых доказали антинаучность и разрушительное действие методологии Хаббарда на организм и психику человека. Чего стоит, например, отрицание психиатрии и психологии? Впрочем, это более чем объяснимо – банальная борьба за рынок: саентологам надо, чтобы люди, находящиеся в сложной жизненной ситуации, например, пережившие утрату близкого, шли к ним, а не к специалистам-медикам. А дальше методами удержать у себя «паству» являются гипноз, нейролингвистическое программирование, шантаж, мошенничество, – весь арсенал приемов деструктивных сект.
Последователи «мирного учения» часто становятся фигурантами уголовных дел о мошенничестве. Например, в настоящее время в Петербурге суд рассматривает уголовное дело в отношении главы строительной компании, подозреваемой в хищении более ста миллионов рублей у участников долевого строительства. Похищенные средства направлялись на нужды саентологической церкви, адептом которой является женщина.
А как относятся к саентологии в других странах? Германия считает «мирное учение» коммерческой организацией и рассматривает возможность ее полного запрета на своей территории. Про коммерческую организацию – весьма логично, учитывая огромные доходы этой структуры. Известно же, что Рон Хаббард заявлял: «Писать за гроши просто смешно. Если человек действительно хочет заработать миллион долларов, то лучший способ — это основать собственную религию». Он заработал на этом гораздо больше...
Бельгия, Ирландия, Израиль, Мексика, Люксембург не признают саентологию религией. В Греции она отнесена к тоталитарным организациям и запрещена. В 2012 году Агентство по делам религий лишило «Церковь саентологии» статуса религиозного объединения на территории Казахстана. А в 2009 году во Франции начался суд над «Церковью саентологии» по обвинению в организованном мошенничестве, который завершился тем, что осенью 2013 года Кассационный суд Франции отклонил ходатайство саентологов и признал их руководителей виновными в организованном мошенничестве – их приговорили к двум годам заключения и к штрафу в размере 30 тысяч евро.
В 2011 году в Венгрии парламент одобрил «Закон о праве на свободу сознания и религии, о церквях, религиях и религиозных сообществах», согласного которому официальное признание получали традиционные для страны христианские церкви и религиозное объединение иудеев, в то время как кришнаиты, пятидесятники, адвентисты, методисты, «Свидетели Иеговы» оказывались за бортом. Муниты же причисляются к деструктивным и тоталитарным сектам во Франции и Германии и их деятельность находится под пристальным контролем правоохранительных органов.
В России на сегодняшний день проблема состоит в отсутствии юридического определения секты. Нет отдельного закона, который регламентировал бы деятельность миссионерских организаций, сект и определял ответственность за нарушение законодательства. И пока такой закон, ограничивающий деятельность деструктивных сект на территории России, отсутствует – бороться с их влиянием очень сложно. Впрочем, в некоторых субъектах Российской Федерации есть местные законы о миссионерской деятельности. Они предусматривают административную ответственность за определенные нарушения – например, у миссионеров должны быть документы, доказывающие принадлежность к конкретной организации; проповеди могут читаться только в специально отведенных местах и должны быть согласованы с местной администрацией. А в случае неоднократных административных протоколов о нарушениях организацию можно ликвидировать. Но местные законы – это капля в море, по сравнению с тем, сколько сейчас существует псевдорелигиозных организации, заманивающих людей в свои сети – последствия чего порой оказываются трагическими.
Вместе с тем в рамках действующего законодательства суд делает, что может, опираясь на существующее законодательство: завести дело о мошенничестве, если речь идет о присвоении имущества, признать те или иные материалы сект экстремистскими, принять решение о ликвидации секты или ее филиала.