СМИ и соцсети бурлят по поводу пакета «антитеррористических» поправок, которые в пятницу, 24 июня, Госдума намерена принять сразу во втором и третьем чтении. Авторы «антитеррористического» пакета, который в СМИ называют «законом Яровой», — председатель комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая и сенатор Виктор Озеров.
Пакет содержит поправки в десятки законов, которые расширяют полномочия государства, а также предусматривают жесткий контроль как за самими гражданами, так и за их активностью в Интернете, за телефонными переговорами и обменом сообщениями.
Помимо того, что к «пакету Яровой» есть серьезные претензии со стороны правозащитников и оппозиционных политиков, мягко говоря, не в восторге и сотовые операторы, которым придется потратиться на полное переоборудование сетей, что, естественно, влетит в копеечку. Если Госдума примет поправки Яровой о хранении данных абонентов сотовой связи и пользователей Интернета, то все российские операторы связи станут убыточными, признались представители ведущих отечественных игроков отрасли.
Соответственно, отметили они, в течение длительного периода ведущие операторы перестанут платить в казну налог на прибыль, что серьезнейшим образом ударит по бюджету, который не досчитается миллиардов рублей.
Так, представитель МТС оценил переоборудование своей компании в 2,2 трлн рублей и отметил, что при таких затратах они не смогут платить налог на прибыль чуть ли не в течение 100 лет. «Мегафон» оценил предстоящие расходы скромнее — в 230 млрд рублей — и также предупредил, что компанию ждет убыточный период, который продлится несколько лет.
В компании «Вымпелком» (сотовый оператор «Билайн») на выполнение требований закона закладывают как минимум 2 трлн рублей, а затраты каждого из операторов оценивают в 200 млрд рублей. Если эти выкладки верны, то, по мнению аналитиков, принятие «антитеррористического» пакета приведет к значительному удорожанию сотовой связи в России.
Есть ли смысл в ужесточении антитеррористического законодательства и какие последствия это будет иметь для россиян, читателямФедерального агентства новостей разъяснил писатель, переводчик и блогер Дмитрий (Гоблин) Пучков.
«Во-первых, безопасность государства превыше всего, и в том числе для граждан, населяющих это государство, — напомнил Дмитрий Пучков. — Потому что, как только начнут убивать мужей, жен, детей этих самых граждан, они тут же начнут выть, почему государство ничего не делает для их защиты. Ну а когда государство что-то делает для их защиты, у многих это сразу вызывает негативную реакцию. Второй аспект: по-моему, в таком деле все-таки нужно советоваться с техническими специалистами, которые объяснят, как это делается, почему это делается и зачем. И если уж государство печется о своей безопасности, то, на мой взгляд, подобные вопросы надо решать совместно, в том числе при участии государства. А что касается стоимости переоборудования сотовой связи, то я не технический специалист и не знаю, сколько это стоит. Но я твердо помню, что когда подобные меры вводились в Интернете, стоял точно такой же крик. Да как это так?!! Да что это такое?!! Да нам поставят какое-то следящее оборудование, да мы ничего не дадим, да у нас свобода! И я вас уверяю, что за последние 12–13 лет про это больше ничего практически не слышно. Потому что нужное оборудование давно везде установлено, и весь трафик в Интернете фильтруется и, что характерно, записывается. Так будет и на этот раз. Изыщут решение, я уверен».
По словам Дмитрия Пучкова, у него нет ни малейших сомнений, что у спецслужб должен быть постоянный прямой доступ ко всему, что граждане говорят и пишут.
«Лично у меня это не никаких сомнений не вызывает, — отметил собеседник ФАН. — Например, в Соединенных Штатах вообще никого не спрашивают: там все на свете записывают, и все на свете контролируют, и все на свете непрерывно фильтруют, потому что заботятся о собственной безопасности. А значит, о жизни и здоровье своих граждан. Наши попытки это сделать выливаются пока в некоторые спорные моменты. Но, я думаю, техническое решение найдут, и ни в какие чудовищные деньги это не обойдется».
А что касается разговоров о приватности, о нарушении которой многие так активно забеспокоились, то, отвечая на соответствующий вопрос, Дмитрий Пучков напомнил о своей бывшей профессии — сотрудника правоохранительных органов. «Начнем с того, что я — бывший оперуполномоченный. У меня никаких сомнений не вызывает, что терроризм — это уголовное преступление и за это надо нести ответственность. Как оперуполномоченный я по постановлению суда должен иметь доступ к вашей переписке, к вашим разговорам, вообще к чему угодно — к любому вашему способу обмена информацией. Я могу осуществлять: слежку лично за вами, проникновение в вашу квартиру, установку подслушивающей и подсматривающей аппаратуры. Все это оговорено законом об оперативной деятельности. Поэтому и телефонные разговоры ваши я должен слушать тоже», — объяснил Пучков.
Собеседник Федерального агентства новостей напомнил, чем должны руководствоваться граждане, которые не хотят попасть на карандаш правоохранительным органам.
«Я могу дать только один совет. Нынче многие стали верующими: советская власть закончилась, и они свято уверовали в господа. Говорят, этот самый господь за ними следит круглосуточно, за всеми их поступками, и поэтому якобы эти верующие никогда не лгут, не прелюбодействуют, не воруют, не убивают. Ну так вот. Поскольку, на мой взгляд, на самом деле никакого бога нет, а люди воруют, убивают и терроризируют друг друга постоянно, за ними надо следить. Выполняет эти функции государство. Живем мы нынче в такое время, что все способы подсматривания и подслушивания со страшной силой подешевели, поэтому видят и слышат всех. И поэтому гражданам я могу дать ровно один совет: не врите, не замышляйте зла, не совершайте преступлений — за вами следят постоянно. Думайте об этом. Не трепитесь по телефону со своими любовницами, не ходите, куда не надо, не занимайтесь извращениями, и вси у вас будет хорошо — резюмировал Дмитрий (Гоблин) Пучков.
Анна Кириллова