Переломный момент в российско-белорусских отношениях может наступить в июне 2016 года: Минск рискует потерять Москву. Президент России Владимир Путин, посетив 7-8 июня этого года Минск, для участия на Третьем форуме регионов РФ и Беларуси, отказался рассмотреть проблему газового долга республики, отметив, что этот вопрос должен решаться не на уровне глав государств.
Прозападные, а также государственные СМИ Беларуси приняли подобный жест российского руководства в качестве победы официального Минска. Но последовавшая затем реакция Москвы говорит об обратном.
Специфика возникшей ситуации в отношениях стран, пишет источник, заключается в том, что за последние годы Москва впервые пошла на принцип, переведя диалог из официально-договорного русла, где, как подчеркивает автор материала, Минск имел намного больше преимуществ, в разговор "по понятиям" с условием: вы не оплачиваете нам газ, тогда мы недопоставляем вам нефть.
Данное решение Путина говорит о трех вещах, отмечается в статье.
Во-первых, об усталости России от белорусской мелочности и недоговороспособности. Сумма в 200-250 миллионов долларов на фоне других миллиардных вопросов, которые решает Россия в повседневном режиме - это просто уровень губернатора, если не ниже, пишет автор. И решать эти вопросы должны люди этого уровня, а не президент страны. Официальному Минску это показали.
Во-вторых, официальный Минск начал терять статус равноправного и равноценного партнера. Это очень важно. И это станет очень тревожным звоночком для официального Минска.
То, что Беларусь выносит вопросы губернаторской значимости на президентский уровень не может не настораживать Москву. Потому как это может говорить о происходящей в республике деградации системы управления и экономики, считает автор.
В-третьих, своими действиями власти Минска сами выбивают ту доску договорных отношений, гарантирующих республике экономический потенциал и равноправность отношений с Москвой. Путин показал своим решением: хотите так (диалог "по понятиям" - прим. автора), будет так, но потом без обид, подводится итог в статье.