Цена ошибки правителей особенно велика. Даже в древние времена незначительный, казалось бы, каприз мог разрушить целое царство. Пример – Александр Великий (Македонский), не пожелавший назвать перед смертью имя наследника. В итоге созданная годами изнурительных походов и сражений империя ушла в историю. В новейшей истории цена опрометчивых решений еще более высока. Одни промахи политиков бьют по их собственным странам, последствия других ощущают на себе целые регионы.
Социологи недавно решили выяснить мнение американских историков о том, кто из президентов США нанес стране самый большой ущерб. В итоге на "пьедестале почета" оказались Джеймс Бьюкенен, Эндрю Джонсон и Линдон Джонсон. Самый крупный промах, по мнению ученых, допустил Бьюкенен, который был президентом США в 1857-1861 годах. Историки обвиняют его в том, что 15-й президент не приложил достаточно усилий, чтобы предотвратить начало Гражданской войны в США.
На втором месте оказался Эндрю Джонсон с решением, которое принял уже после Гражданской войны. Президент примкнул к южанам и выступил против отмены рабства. Потом он все же встал на противоположную сторону, но лишь из политических соображений. Джонсон, даже после того как рабство было отменено, не изменил своего расистского отношения к чернокожим, в неполноценности которых был глубоко убежден.
Чем ближе к нашему времени, тем выше цена ошибки. Занявший в рейтинге третье место Линдон Джонсон не смог остановить войну во Вьетнаме. Имперские амбиции возобладали над здравым смыслом, и началась эскалация конфликта. При этом Джонсон искренне верил, что помогает народу Вьетнама. В результате – тысячи погибших американцев, еще больше – вьетнамцев, бессмысленная бойня на другом конце света, многомиллиардные военные расходы бюджета. Линдон Джонсон остался в истории не "реформатором", как его звали в начале политической карьеры, а "кровавым убийцей".
Не забыли американцы и Вудро Вильсона с его бескомпромиссной позицией по Версальскому договору после Первой мировой войны. По мнению историков, это привело к полному ограблению Германии – и в конце концов к появлению фашизма. А вот Джон Кеннеди с Карибским кризисом оказался лишь на восьмом месте.
Ракетный кризис 60-х годов XX века – наверное, самая страшная веха последнего полувека истории: тогда человечество на самом деле встало на пороге ядерного апокалипсиса. И героем тут выступал не один Джон Кеннеди: посильный вклад в развитие кубинского кризиса внес и его оппонент из СССР Никита Хрущев. Кеннеди, как отмечают эксперты, создал "аварийную ситуацию", разместив ракеты в Турции и угрожая интервенцией социалистической Кубе. Хрущев со своей стороны ответил размещением советских ракет на Острове свободы. Была ли эта реакция адекватной угрозе – до сих пор предмет споров аналитиков.
А вот ошибки, которые вполне можно ставить в один ряд с упрямством Македонского. Аналогия, конечно, не в масштабе личности – а в горьких плодах, которые пришлось пожинать потомкам. Да что уж там: распад СССР затронул территорию побольше империи Александра. У первого и единственного президента СССР Михаила Горбачева не только со стратегией были нелады: как отмечают аналитики, он совершил массу тактических ошибок. Даже приняв как данность, что объединение ФРГ и ГДР было неизбежно – имея русские дивизии в Берлине, Москва не настояла на внесении в договор пункта, запрещающего Германии вступать в военно-политические блоки. Результат – эпопея расширения НАТО на восток. Точно так же Горбачев обязан был сохранить для России Черноморский флот и русский Крым, уверены эксперты.
Череда роковых ошибок турецкого лидера Реджепа Эрдогана началась в ноябре прошлого года. Тогда Турция сбила российский Су-24, участвовавший в операции ВКС в Сирии. Пойти на конфронтацию с Москвой Анкару вынудил страх потерять немалые доходы от торговли с террористами из "ИГ" (запрещенной в России группировки). Однако с тех пор Эрдоган, наверное, не раз пытался пересчитать – а стоило ли оно того? Турция понесла ущерб не только от экономических ограничений со стороны России: удар нанесен по самой доходной части турецкого бизнеса – туриндустрии. Но не только в экономике дело. Действия России в Сирии серьезно изменили баланс сил в регионе – и отнюдь не в пользу Анкары.
Европа вступила в целую эру ошибок. Что касается канцлера Германии Ангелы Меркель, то кажется, ее цель – за время своего правления окончательно развалить Европейский союз (хотя на словах, конечно, Берлин – главный сторонник объединения). Но действительно роковым стало ее "решение" проблемы мигрантов. Этот мощный поток носителей иной культуры и жизненного уклада просто разрывает Европу изнутри. Попытки искать помощи у еще одного "счастливчика" – Эрдогана – только осложняют ситуацию. А ЕС тем временем все ближе к своему распаду.
Вернемся в заключение к американскому рейтингу. Последнее место в десятке историки отвели Биллу Клинтону, припомнив ему связь со стажеркой Белого дома Моникой Левински. Десятое место Клинтона ученые объяснили просто: президентские игры затронули самого лидера, а на историю США особого влияния не оказали. Это к вопросу о масштабе личности…
Читать далее