Петр Порошенко выступает перед журналистами после встречи с лидерами стран — членов ЕС на саммите ЕС в Брюсселе. Фото: Николай Лазаренко/РИА Новости
То, что в XXI веке информационная война и пропаганда постоянно выступают в качестве инструмента завоевания военно-политического или экономического превосходства, стало очевидным фактом. Как правило, силовые ведомства стран, осознающих роль СМИ, социальных сетей и других средств формирования общественного мнения, стараются использовать этот инструментарий.
Классическим примером грамотной работы такого рода может считаться контртеррористическая операция ВКС РФ в Сирии. Медиаресурсы Министерства обороны РФ предоставили всем желающим обильный красочный контент, отечественные и зарубежные журналисты получили возможность доступа на российскую базу в Сирии, и эта информация затем появилась на первых полосах ведущих мировых СМИ.
В целом принятые меры дали возможность всем желающим осознать реальное состояние ВКС РФ и способности российской армии по «принуждению к миру». Что представляется отнюдь не лишним на фоне сохраняющейся международной нестабильности и, кроме того, дало побочные результаты в виде внушительного портфеля заказов, подтвержденных и анонсированных, на российские боевые самолеты и вертолеты.
Однако существуют и другие примеры информационного сопровождения конфликтов, которые, несмотря на нулевую ценность в качестве средства «промывания мозгов», заслуживают внимания в силу своей неповторимой самобытности.
«Обезумев от бессилия перед патриотами Украины»
С началом карательной операции Украины против республик Донбасса, перманентного политического кризиса, падения в несколько раз отдельных отраслей и всей экономики в целом вопрос «правильного» освещения происходящих событий стал приоритетным для украинской внутренней информационной политики. Нехватку качества было решено компенсировать количеством.
Во всех «добровольческих» бандформированиях вроде запрещенного в России «Правого сектора», полках и батальонах ВС Украины появились свои спикеры, живописующие подробности различных немеркнущих подвигов, каждодневно совершаемых в ходе операции.
Официальные сводки украинского Минобороны озвучивал так называемый спикер АТО, как в Киеве называют карательную операцию. Личности спикеров менялись, но неизменным оставался вопрос: как вообще человеку удается ежедневно зачитывать такие тексты с серьезным лицом?
«Обезумев от бессилия перед патриотами Украины, российско-террористические преступники, варвары и захватчики подло вели огонь по населенному пункту Широкино», — сообщал спикер АТО Леонид Матюхин 20 мая прошлого года. Находящееся в буферной зоне между сторонами конфликта село Коминтерново с довоенным населением в 606 человек, многократно переходившее из рук в руки, в официальной сводке Минобороны Украины от 25 декабря 2015 года было охарактеризовано как «болезненный удар по амбициям кремлевских стратегов».
Бесчисленные победы украинского воинства, как правило, не оставляли никаких материальных следов. «Боевое столкновение закончилось традиционным бегством врага с поля боя», — сообщал об исходе очередной неизвестной миру многочасовой битвы пресс-центр карательной операции 14 ноября 2015 года.
На этом фоне то, что пресс-служба украинского Минобороны постоянно путалась в показаниях, неоднократно «освобождая» населенные пункты, уже «освобожденные» в предыдущих сводках, не выглядело чем-то необычным. Тем более когда экс-министр обороны Украины Валерий Гелетей заявил о применении ополченцами тактического ядерного оружия по позициям украинских войск, а спикер АТО Андрей Лысенко открыл миру правду о существовании российского оружия «Чебурашка», по всей видимости, имея в виду огнеметную систему ТОС-1 с неформальным названием «Буратино».
«Властелин Кремля отдал приказ»
Главное управление разведки (ГУР) МО Украины также решило не оставаться в стороне от информационной войны. На своем официальном сайте спецслужба ежедневно публикует «разведданные», относящиеся к войне в Донбассе и Сирии.
К большому сожалению, архив сводок не предусмотрен, и для просмотра обнародованных в прошлом данных приходится прибегать к услугам кэша Google. Или других ресурсов, где сводки ГУР коллекционируются поклонниками подобного вида творчества, образчиков которого уже собралось немало.
Аналитическая часть разведывательных сводок украинского ведомства по Сирии обычно формируется из данных «Википедии» и сайтов вроде flightradar24.com и www.marinetraffic.com, позволяющих отслеживать в реальном времени движение самолетов и судов с включенной аппаратурой идентификации — транспондерами. При помощи указанных сервисов много неравнодушных граждан наблюдало за интенсивностью «воздушного коридора» в Сирию в ходе контртеррористической операции ВКС РФ.
Нехватку ярких подробностей ГУР компенсирует за счет собственного воображения, в котором Сирия и Донбасс переплетаются самым причудливым образом, а литературная обработка текста даст фору любой премии в жанре изящной словесности.
Так, добытые в Сети случайные фотографии российских военных сотрудники ГУР снабжают подписями, вроде «полковник ВС РФ во время демонстрации властелину Кремля В. Путину готовности к вооруженной агрессии против Украины», «полковник отдает команду на уничтожение народа Украины» и т.д.
Ополченцы Донецкой Народной Республики и журналисты на заседании парламента ДНР. Фото: Михаил Почуев/ТАСС
Сама же «агрессия», по сводкам ГУР МО Украины, выглядит примерно так.
«Александр Кириенков обвинил комбрига Бушуева в превышении служебных полномочий, грубости и жестокости по отношению к личному составу, неадекватном восприятии окружающей среды и чрезмерном употреблении нецензурной лексики при низком знании русского языка. А также подчеркнул, что под влиянием многочисленных публикаций в мировых СМИ о чрезвычайных происшествиях в 7 омсбр (отдельных мотострелковых бригадах. — РП.) и личных качеств у полковника Бушуева случился нервный срыв, который проявляется в потере веса (свыше 20 кг за прошлый месяц), склонности к насилию и в непредсказуемых поступках», — заявлялось в официальном сообщении украинского разведывательного ведомства от 13 апреля.
«Российский полковник находится в тяжелом морально-психологическом состоянии в связи с постоянными конфликтами с высшим командованием и тяжелым финансовым положением, связанным с систематическими задержками выплат денежного довольствия, в частности, невыплатой надбавок за особые условия службы», — дополнительно поясняет ГУР.
Регулярно публикуются сообщения, описывающие крайне тяжелую жизнь российских военных где бы то ни было. При этом ГУР демонстрирует исключительную осведомленность. Так, 6 января на его сайте была размещена информация, согласно которой в абхазской Гудауте родные и близкие российских военных, выполняющих задачи в Сирии, массово болеют из-за отсутствия отопления в домах, где «температура опустилась почти до нуля».
Как уже говорилось, архив текстов, по-видимому, отсутствует вообще, а не только для обывателей. В результате чего составители разведывательных сводок нередко попадают в неудобные ситуации, циклично публикуя взаимоисключающие сведения.
27 октября прошлого года ГУР сообщал о том, что Россия «активизирует вербовку наемников для дальнейшей отправки в Сирию». Отбором кандидатов якобы занимается ФСБ, а процесс вербовки и отправки осуществляется с соблюдением мер глубокой секретности, которую украинская разведка смогла преодолеть.
Однако 22 октября то же ГУР уведомило, что в Донецке «установлено развертывание сети вербовочных пунктов и распространение агитационных материалов с призывами вступать в "интернациональный батальон" "Крестоносец" в городах Харцызск и Макеевка». Украинские разведчики особо подчеркнули, что энтузиазм населения невелик — «кроме обещания щедрого денежного вознаграждения за участие в боевых действиях, не предоставляется никаких социальных гарантий».
Позднее тема вербовочных лагерей для Сирии всплывала еще несколько раз, с диаметрально меняющимися подробностями.
Самая свежая сводка ГУР сообщает о «конфликте российских военных с населением Донбасса». А именно — «двое военнослужащих минометного взвода 9-го отдельного штурмового мотострелкового полка морской пехоты (Новоазовск) 1 АК, выполняя указание командира полка полковника ВС РФ относительно расширения скоромного пасхального меню, совершили обстрел частного пруда из миномета для вылова приглушенной рыбы. В ответ на это возмущенные рыбаки Новоазовска замотали российских военных мародеров в рыболовецкие сети и пытались их утопить». Как обычно, никаких доказательств этих душераздирающих подробностей представлено не было.
Далеко ли до дна?
По понятным причинам заявления пресс-службы Минобороны Украины и ее разведывательного управления с профессиональной точки зрения котируются весьма невысоко. Любой увлекающийся веб-серфингом человек способен добыть даже более внушительные сведения, а уровень правдоподобности предоставляемых данных вообще не выдерживает никакой критики.
Дежурно заявляя о «вмешательстве России» в гражданскую войну на Украине, ни один западный политик в здравом уме не рискнет всерьез продвигать тему тысяч убитых бурятов и удмуртов — почему-то в 2014–2015 годах украинская пропаганда предпочитала побеждать именно их — или ядерных ударов.
Тем не менее внутри страны заявления и сводки украинских силовиков воспринимаются как настоящие, массово тиражируются в СМИ, укрепляя уверенность в том, что Россию победили уже не менее четырех раз, а ее армия уничтожена как явление.
И в этом смысле генерируемый украинскими ведомствами информационный продукт весьма интересен как предмет социального эксперимента — до какой степени может быть легковерным население конкретного государства.