Вацлав Радзивинович: Моя кошка смотрит «Новости», чтобы чувствовать себя как в России.
Политическое убежище для кота, непредсказуемость российской истории, страх России перед миром и расторопность жителей этой страны, которая является одновременно их благословением и проклятием – это лишь часть тем, затронутых во время встречи с Вацлавом Радзивиновичем в рамках цикла «Выборча в прямом эфире».
«Выборча в прямом эфире» - это цикл проходящих по всей стране встреч с журналистами или публицистами, которые публикуются на страницах «Выборчей». Беседы касаются как местных дел, так и тем значительно более широких. Гостем первой такой встречи, которая состоялась в четверг в Городской Публичной Библиотеке в Ополе, был Вацлав Радзивинович, многолетний корреспондент «Выборчей» в Москве.
Радзивинович описывал Россию читателям «Выборчей» до 18 декабря 2015 года, когда его вызвали в российский МИД, где у него отобрали журналистскую аккредитацию и приказали покинуть страну.
Это был ответ России на то, что несколькими днями ранее из Польши выслали журналиста Леонида Свиридова, которого Агентство Внутренней Безопасности признало российским агентом.
- Разница в том, что он вылетел из Польши за нарушение журналистских принципов. Если бы они это дело обдумали как следует, то подбросили бы мне наркотики или нелегальное оружие, поскольку тамошние спецслужбы в этом чрезвычайно ловки.
Меня ни в чём не обвиняли, у русских ничего на меня не было. В интернете, который остаётся вне контроля Кремля, вокруг меня сделался большой шум. Появились обвинения в адрес российского МИДа.
Поэтому Мария Захарова, представительница этого министерства, на его официальном аккаунте в социальных сетях обвинила меня в том, что я неблагодарный, потому что в своих интервью не упоминаю, что министерство обязалось помочь мне в формальностях, связанных с перевозкой моей кошки Маруси в Польшу, - рассказывал Радзивинович.
Такая реакция МИДа вызвала издевательскую критику.
Но оказалось, что это не конец.
- Потому что Захарова опубликовала письмо Марусе, из которого следовало, что она предлагает моему коту убежище.
Тогда я начал опасаться провокации.
Тайными путями мне удалось её из России вывезти.
И я вам скажу одну вещь.
Она попала в наш московский дом с помойки.
Все эти годы она не хотела есть тамошние консервы, ветчину и мясные продукты.
В Польше жрёт всё.
Трудно найти более наглядное доказательство того, что наша еда лучше, - подчеркнул журналист.
Во время встречи Вацлав Радзивинович высказался относительно слов главы польского МИДа Витольда Ващиковского, который недавно заявил, что Россия Путина опаснее, чем Исламское Государство.
- Это высказывание дисквалифицирует его как министра. Доказывает отсутствие понимания партнёра, чем он руководствуется и в каком эмоциональном состоянии находится. Политики ГП тоже не совсем понимали Россию, но нынешние власти считают ту политику преступной, поскольку ГП тоже ничего о России не знала. Я бы сказал так: Платформа была убеждена, что по улицам России ходят медведи, а ПиС убеждён, что там дорог вообще нет, - констатировал Радзивинович.
Радзивинович считает, что запугивание якобы могущественной Россией выгодно военному лобби, которое благодаря этому имеет деньги на вооружение.
- Давайте поразмыслим вот о чём. Европа демографически в три раза больше России, экономически Старый Свет больше в восемь раз. Европа относительно меньше тратит на вооружение, но всё равно больше, чем Россия, затягивающая пояс. Они во время президентуры Бориса Ельцина разоружились, армия была в чудовищном разложении. Политики не принимают во внимание одного. Мы их так не боимся, как они нас боятся. В Кремле царит страх, - подчеркнул он.
И отметил, что страх этот не означает ничего хорошего, поскольку действия в состоянии ужаса истеричны. Примером может служить статья одного из генералов в еженедельнике «Власть», из которой следует, что вокруг сплошные враги, которые хотят устроить в России цветную революцию, и если их влияние будет расти, то общество пойдёт за ними.
- Это доказательство недоверия к собственному народу. Он предлагает цензуру интернета, покончить с неолиберализмом и псевдодемократией в пользу консервативных ценностей и полицейского государства, поскольку только таким образом можно защитить Россию, - заметил он.
Во время встречи не обошлось и без комментариев на тему трагической ситуации в экономике России.
- Кризис там очень глубокий и бьёт по людям. Если бы в Польше в течение года зарплаты реально упали на 10 процентов, продукты питания подорожали на 24 процента и граждане не имели бы возможности свободного выезда из страны, то у нас были бы огромные волнения. У нас ещё при коммуне бывали бунты. А там не было и не будет. Русские принимают реальность спокойно. Если появятся какие-то протесты, то кратковременно и точечно. Никогда не будет массового протеста. Как сказал один фермер с Урала, известный своим острым языком: «Плохо не то, что мы в заднице, а то, что мы уже начали там обустраиваться надолго», - рассказывал Вацлав Радзивинович.
- Русские – пессимисты. Они примиряются с тем, что будет хуже. Когда в декабре 2012 года готовились к концу света, русские начали запасать свечи, крупу, соль. Они хотели, чтобы полиция готовилась к борьбе с мародёрами. В этом нет ничего странного, потому что они уже переживали конец света: Октябрьская революция, Вторая мировая война, распад СССР. Они знают, что надо приспособиться, и они убеждены, что справятся, - говорил он.
Радзивинович подчеркнул, что в России падает розничная торговля, и только садоводческий сектор растёт.
- Люди начинают выращивать собственные овощи. И считают, что им не тяжело. В конце эпохи Ельцина зарплата составляла 70-80 долларов в месяц. При Путине она выросла почти до 1000 долларов. Сейчас составляет 500 долларов. Но они продолжают сравнивать с зарплатой времён Ельцина. А если будет ещё хуже, они всё равно справятся. Эта личная расторопность вызывает уважение. Я их за это ценю. Но это же и великий порок русских. Потому что они не скажут власти, что ей не следует заниматься мнимыми врагами, что она обязана заняться распоряжением богатствами, которых там хватает, - констатировал он.
Собравшиеся в Городской Публичной Библиотеке спрашивали, что было бы, если бы в России не стало Владимира Путина.
- Предположим, он погиб бы в какой-нибудь аварии, власть перешла бы к Дмитрию Медведеву. Кто-то может сказать, что он уже был президентом. Неправда. Тогда он лишь держал трон для царя. А правда такова, что Медведев жёсток и не терпит лодырей, которым удаётся устроиться вокруг Путина. Вопреки видимости, он не либерал, и я думаю, что оказавшись у власти без надзора Путина, он мог бы показать себя, - убеждал Радзивинович.
Затронул он также при случае и лживость российской элиты, которая изображает из себя чрезвычайных патриотов.
- По какой-то странной случайности дети олигархов рождаются и живут на Западе. Провинциальная российская молодёжь более настоящая. И вот что интересно. Когда молодёжь спросили, хочет ли она служить в армии, то большинство ответило, что нет. Но когда спросили, готова ли молодёжь идти на фронт, то большинство ответило, что да.
Радзивинович объяснял это тем фактом, что молодёжь из российской провинции воспитывается в духе легенды великого СССР, которая создаётся на базе советских фильмов, а также рассказов дедов и родителей.
- Кстати, в России сейчас в моде рестораны с интерьером в стиле СССР. У нас тоже хватает людей, сентиментально вспоминающих ПНР, но в России тоска по былой силе значительно сильнее, - констатировал он.
Радзивинович говорил также о большой роли телевидения.
- Оно контролируется Кремлём, а россияне каждый день слышат об актах агрессии, инспирированных Америкой и другими врагами народа. По телевизору можно также услышать, что протесты на Майдане – это месть поляков, шведов и украинцев за проигранную битву под Полтавой. Или что в Сирии прекрасная погода для бомбардировок. И что Сирия – это в общем-то русская земля, потому что Павел Тарский обратился на пути в Дамаск. Там нет никого, кто сказал бы, что это чушь. Поэтому такие вещи там выпускают в эфир, совершенно не стесняясь, - перечислял он.
- Россияне принимают этот образ мира из-за отсутствия повсеместного доступа к СМИ, представляющим другую точку зрения. В случае же с Украиной они не понимают, что люди вышли на Майдан, потому что украинцы - отдельный народ, с собственными устремлениями. Там люди не соглашаются одобрять всё, что делает власть. А для россиян западные ветры на Украине – это вторжение на их территорию, - объяснил он.
Радзивинович объяснил, что Владимир Путин тщательно следит за телевидением и контролирует его.
- Но в каком-то смысле и оно руководит им. Потому что ту чушь, которую он провозглашает, он мог повторить только вслед за телевидением, - отметил он.
Он также шутил, что его кошка, тоскуя по России, любит, чтобы он включал для неё «Новости» TVP.
- Тогда она может почувствовать себя как дома. Хотя следует отметить, что в России умеют лучше услужить властям, - подчеркнул Радзивинович.
Бывший российский корреспондент «Выборчей» заметил, что Кремль манипулирует не только текущим медийным нарративом, но и историей.
- У нас нынешняя власть тоже старается это делать, но в этой области они по сравнению с Россией просто младенцы. Путин недавно говорил о том, что в России должен быть обязательным только один правильный учебник, который представлял бы историю правителей страны как непрерывную цепь, звенья которой согласно создавали её величие и защищали от врагов. Тем самым Россия стала страной с непредсказуемым прошлым, где можно без труда объединить царя Николая II и его убийцу Ленина в единое целое. Они там пытаются творить чудеса с прошлым. И это сойдёт им с рук, - подвёл итог Вацлав Радзивинович.
Ну что можно сказать о поляках, если у них даже коты свободней в своих действиях:
https://www.youtube.com/watch?v=vSMexKEncwA
Перевод выполнен Урса