Задержанный в Турции Альпарслан Челик, чье признание в убийстве российского пилота Су-24 Олега Пешкова ранее появилось в СМИ, заявляет, что не принимал участия в стрельбе по россиянину, говорится в тексте защиты Челика, направленном в генпрокуратуру Измира. В документе, записанном со слов подсудимого адвокатом, рассказывается о его участии в боевых действиях на стороне сирийских туркмен в регионе Байырбуждак и об инциденте с пилотом Су-24. По утверждению Челика, он не принимал участия в расстреле пилота, передает
ТАСС.
«В самом первом ролике, распространенном в соцсетях, в момент, когда в небе показался парашют, слышно, что я приказал не стрелять, а когда раздались выстрелы, я начал кричать, десятки раз кричал, чтобы его взяли в плен. И те, кто находился в тот момент рядом со мной, тоже это кричали дальше. Мой приказ был в том, чтобы по нему не стреляли и взяли его в плен», - говорится в показаниях Челика.
«Самолет, сбросив все бомбы, начал разворачиваться над Турцией, в тот момент он был сбит. В момент, когда был сбит самолет и был замечен парашют, мы занимались тем, что вытаскивали из-под завалов мертвых и раненых. Но, конечно, вся ответственность за пилота, которого убили люди под моим руководством, лежит на мне, и я должен отвечать за все, что происходило в туркменских горах», - говорится в показаниях.
По его словам, он очень опечален случившимся, при этом в своих показаниях он называет Россию Советским Союзом.
«Пусть меня позовут в СССР, пусть позовут в посольство - я с радостью пойду туда и все расскажу, за все отвечу. Мы верим, что все плохое когда-то закончится чем-то хорошим. На видео, которые все смотрят в соцсетях, видно, как два пилота, беззащитные, спускаются (на парашютах), их легко можно взять в плен. Но со всех гор (по ним) ведется огонь. Кто стреляет? Чудовища с автоматами в руках, злодеи, убившие беззащитных пилотов, у которых есть жены, дети, отцы и матери. Но нужно посмотреть и с другой стороны. Каждый из этих чудовищ потерял на войне родственников, есть и те, кто остался полной сиротой», - заявил Челик.
Как пояснил один из адвокатов обвиняемого Мурат Устюндаг, «прокуратура обвиняет Челика в нарушении закона об оружии, на чем и строится дело».
«Дата суда пока не назначена, следствие еще продолжается. Что же касается возможности выдачи Челика российским властям, то такой запрос в случае поступления будет рассмотрен. Но по закону гражданин республики, нарушивший УК Турции, не может быть выдан и предстанет перед судом здесь», – сказал он.
При этом адвокат подчеркивает, что убийство россиянина было совершено в Сирии, а не в Турции, передает
РИА «Новости».
«Трагедия произошла в другом государстве - в Сирии. Поэтому у нашей полиции нет полномочий ехать в Сирию и искать там виновных в гибели пилота, к тому же там продолжается война. Гражданин какой страны мог стрелять в пилота и убить его, понять и тем более доказать невозможно. Там сражаются турки, арабы, туркмены, черкесы», - заявил Устюндаг.
По его словам, Россия и российский народ совершенно правы в том, что переживают за своего гражданина.
«Он человек, он не должен был умирать. Но этот российский пилот стал причиной смерти других людей - сирийских туркменов. Их бьет ИГ (террористическая группировка «Исламское государство», запрещена в России), бьют правительственные войска (президента Сирии Башара) Асада, русские бьют, и эти люди умирают на своей земле. Почему люди сражаются в Байырбуджаке (район на севере Сирии, где проживают туркмены)? Чтобы защитить собственную землю. Байырбуджакские туркмены - это турки», - добавил адвокат.
При этом 25 ноября информационное агентство Reuters опубликовало видео, на котором группа вооруженных людей
утверждает, что именно они стреляли в спускавшихся на парашютах летчиков российского бомбардировщика Су-24, сбитого турецкими ВВС в Сирии. Говоривший на видео и был тем самым Альпарсланом Челиком.
Также в конце января Челик дал турецким СМИ интервью и
заявил, что у него нет страха перед русскими. Вспоминая о том дне, когда турецкие ВВС сбили российский Су-24 на турецко-сирийской границе, Челик рассказал, что это была пятница, и он вместе с другими пытался отвоевать одну из высот у сирийских правительственных войск. Интервью у него удалось взять, когда он
появился на похоронах в Турции.
Напомним, в понедельник Челик также
не признал свою вину. Более того, Челик дал показания турецкой прокуратуре, что попросил боевиков, которые были рядом с ним в момент катапультирования Пешкова, не открывать по нему огонь.
В итоге суд турецкой провинции Измир арестовал Челика по обвинению в незаконном хранении огнестрельного оружия. Боевик эти обвинения также отрицает. Еще под стражу взяты шесть человек, задержанных вместе с ним. Восемь освобождены под подписку о невыезде.
В МИДе заявили, что в России
прорабатывается вопрос о привлечении Челика к ответственности. Перед этим источник, знакомый с ситуацией, сообщал, что у российской стороны
нет оснований обращаться с запросом о выдаче гражданина Турции Альпарслан Челика, потому что в России не возбуждено соответствующее уголовное дело.
Напомним, Альпарслан Челик, ранее взявший на себя ответственность за убийство пилота российского Су-24,
был задержан в одном из ресторанов Измира с группой из 14 человек. У них были изъяты один автомат Калашникова, два пистолета и большое количество боеприпасов к ним. При этом в российском парламенте не исключают, что Анкара начала поиск маневра, который позволит ей начать примирение с Москвой.
Отношения России и Турции переживают кризис после того, как 24 ноября российский Су-24
был сбит истребителями F-16 ВВС Турции в Сирии на границе с Турцией. Экипаж
успел катапультироваться, однако спускавшегося на парашюте пилота Олега Пешкова расстреляли в воздухе боевики. Президент России Владимир Путин назвал инцидент с российским Су-24 в Сирии
«ударом в спину», который нанесли пособники террористов.
Российские власти еще в декабре
озвучили три условия для преодоления кризиса в отношениях с Турцией после инцидента с Су-24. Как сообщал российский посол в Анкаре Андрей Карлов, первым условием являются извинения со стороны властей Турции за инцидент с российским бомбардировщиком Су-24, сбитым турецким истребителем 24 ноября. Второе условие – найти виновных и привлечь к ответственности. Третье – выплата Турцией компенсации России за ущерб, нанесенный в результате трагедии.