Депутаты Закарпатской областной рады потребовали от Киева расширения своих полномочий. В ответ СБУ начала проверку. Если демарш – отголосок борьбы внутри региона, то все это может плохо закончиться. «Неместный» губернатор Геннадий Москаль способен при помощи силовиков развернуть в области террор наподобие того, что был в Одессе, Днепропетровске и Харькове. У Службы безопасности Украины случился «день Закарпатья». Одновременно СБУ начала две проверки: по факту обращения депутатов Закарпатской областной рады к руководству страны с просьбой о расширении полномочий – и в отношении так называемой Подкарпатской Руси.
Одно с другим не увязывается никак. Депутаты областной рады
обратились к президенту Петру Порошенко, главе правительства Арсению Яценюку и спикеру Рады Владимиру Гройсману, потребовав расширения своих полномочий. «Требуем признать Закарпатье специальной самоуправляемой административной территорией, необходимые изменения в Конституцию страны должны быть внесены безотлагательно», – говорится в принятом закарпатскими депутатами обращении. По мнению депутатов, украинская промышленность буквально «лежит», народ катастрофически обнищал, экономика находится на грани дефолта: «Последняя возможность спасти ситуацию – немедленно санкционировать реальную, а не декларативную финансовую и административную независимость органов местного самоуправления».
Украинские СМИ запестрели сообщениями, что Закарпатье в очередной раз потребовало себе автономию. Особое раздражение вызвал даже не сам факт обращения, которое с формальной точки зрения укладывается в рамки все еще не принятого, но широко обсуждаемого закона о децентрализации, а упоминание в тексте обращения референдума 1991 года. Тогда в ряде регионов Украины к основному вопросу о независимости добавляли и «сепаратные», по нынешним меркам довольно скромные вопросы о местной автономии.
Уже через полчаса последовала официальная реакция исполнительной власти. Директор массовых коммуникаций Закарпатской областной администрации Ярослав Галас
пояснил, что «ни о какой автономии в обращении к президенту, премьеру и спикеру речи не идет. Депутаты облсовета просили расширить свои полномочия на местах в рамках децентрализации.
В обращении упоминается референдум о независимости Украины в декабре 1991 года, когда на Закарпатье параллельно спрашивали о том, чтобы область была отдельной территориальной единицей». Но было поздно. СБУ начала проверку, а местные депутаты принялись отстаивать свою точку зрения, дополняя ее конкретикой и массовым несогласием с отдельными положениями нового закона о децентрализации.
Закарпатье – настолько периферия, что рассматривать некие политические процессы в этом крайне сложном, многонациональном, многоконфессиональном, криминальном и коррумпированном регионе Украины без учета местных реалий нельзя. После
столкновения «Правого сектора» с местными летом прошлого года Киев
назначил главой администрации Закарпатской области Геннадия Москаля, до этого занимавшего пост главы Луганской военно-гражданской администрации. Предполагалось, что Москаль наведет в Ужгороде порядок и восстановит пошатнувшееся верховенство центральной власти. Одновременно Москаль должен был разобраться с криминогенной обстановкой, а также оттеснить от власти влиятельные
местные олигархические кланы, в первую очередь многочисленную и запутанную семью бывшего главы области Виктора Балоги.
Борьба эта идет с переменным успехом и грозит превратиться в местный Верден.
На днях очередной раунд выиграл Москаль. Суд заставил администрацию второго по значимости города области Мукачево (его мэр – 27-летний сын Виктора Балоги Андрей) оплачивать стипендии и зарплаты в ПТУ, а также пригрозил, что за нарушение бюджетной дисциплины администрацию могут и уволить.
Андрей Балога в ответ предложил вообще переименовать город, закрепив за ним «историческое» русское название «Мукачево» вместе ныне действующего украинизированного «Мукачеве» (изначально венгерский город назывался Munkácz). «Городу нужно вернуть его настоящее имя. Как только не называют и склоняют наш город столичные издания вместе с чиновниками – Мукачеве, Мукачевого, Мукачевому. Хотя на самом деле город называется Мукачево, и об этом знает каждый закарпатец», – сказал Андрей Балога. СБУ тогда тоже насторожилась, поскольку для Балоги-младшего, этнически украинизированного венгра, «закарпатец» – это вроде как отдельная национальность. Что-то вроде подозрительного «донбассца».
Губернатор Москаль явно не смог отодвинуть Балогу и другие местные олигархические кланы от влияния на власть, особенно на облсовет. Его назначение изначально было очень плохой идеей, но тогда Порошенко очень доверял силовикам (Москаль – выходец из еще советской милиции, окончил в 1984 году Академию МВД в Москве). По области ходят слухи, что Москаль продержится на посту губернатора только до 1 мая, поскольку Балоги «занесли презент» в администрацию президента, чтобы снять «варяга».
Надо сказать, что в Закарпатье традиционно не доверяют «пришельцам» – слишком уж специфичен регион по своей истории и менталитету, там ни за что не примут киевского назначенца, да еще и уроженца Западной Украины. Несмотря на географическую близость, Закарпатье и Галиция – разные планеты. Переезжая за Верецкий перевал, вы попадаете в совершенно иной мир, начисто лишенный тех качеств, которые привычно считаются «западноукраинскими». Семейство Балога и аффилированные с ним зятья, невестки и кумы для закарпатцев куда ближе и родней, чем «героический» Москаль с его задачей разрушить привычный уклад жизни. Даже избрание Балоги-младшего мэром Мукачево было демонстрацией несогласия, хотя и хорошо организованной.
Примечательно, что главным «спикером», разъясняющим позицию облсовета по децентрализации, выступает депутат от группы «Воля народа» Василий Петёвка – двоюродный брат Виктора Балоги. Он и конкретизирует несогласие местных с рядом положений нового закона.
«Политики говорят о разной форме децентрализации. Во время предвыборной кампании обещают широкие полномочия, а когда становятся президентами, забывают об этом. Децентрализация не воспринимается. А особенно часть о префектах. Сегодня местная власть двумя третями состава облсовета может снять главу администрации. А новая Конституция предусматривает, что префекта снять никто не может. Его назначает единолично президент. И как это назвать?» – заявил Петёвка.
Если закарпатский облсовет решил таким образом шантажировать Киев и добиться отмены назначения президентских префектов, то это очевидный фальстарт. Это признает, кстати, и тот же Василий Петёвка. Он прогнозирует, что текущий состав парламента не проголосует за изменения в Конституцию в части децентрализации: «Для этого нужно 300 голосов, а насобирать столько не удалось». А речь идет о законе, который должен быть во что бы то ни стало принят, поскольку он предусмотрен Минскими соглашениями и адресован в первую очередь Донбассу.
Другое дело, что из этого законопроекта сперва исчезло упоминание об «особом статусе» Донбасса, а затем и всякие упоминания об автономиях. Единство Украины как жестко унитарного государства – лейтмотив всех выступлений Порошенко. Потому и так быстро и резко отреагировала СБУ, до кучи «приклеив» к обращению закарпатского совета еще и дело «Подкарпатской Руси», ничего не имеющее общего с государственной властью.
Если же обращение закарпатского облсовета – всего лишь отголосок борьбы внутри региона, то все это может плохо закончиться. Москаль способен обратиться в силовые структуры за помощью и развернуть в области террор наподобие того, что уже был в Одессе, Днепропетровске и Харькове. Он пользуется популярностью из-за своего «луганского опыта», где будущий губернатор Закарпатья не столько находился на передовой, сколько участвовал во множестве популистских акций и устраивал «личные перформансы» наподобие стояния на коленях перед родственниками погибших солдат 80-й аэромобильной бригады, разнесенной в перья. Тогда у государства не нашлось денег на проведение генетической экспертизы, и погибших в жуткой мясорубке у Старобешево хоронили «гуртом», без идентификации останков. И теперь Москаль получил прекрасный повод разобраться с труднопонимаемым Закарпатьем, и силовики гарантированно его поддержат.
Закарпатье, конечно, постоянный источник головной боли для Киева. Тут и полумифическая «Подкарпатская Русь», и интересы Венгрии, защищающей своих соплеменников и специфический уклад жизни, и религиозные проблемы. СБУ только дай шанс – она ухватится. Та же самая «Подкарпатская Русь», сторонники которой совместно даже скворечник взорвать не смогут, несколько раз объявлялась чуть ли не террористической организацией, напрямую организованной «российскими спецслужбами». Перечить венграм, конечно, сложнее, но тоже прибыльно в плане имиджа.
Другое дело, что Киев вполне мог бы уменьшить напряженность в Закарпатье, именно пойдя навстречу региону в плане децентрализации. Но Порошенко превратил словесную систему – «единую Украину» – в фетиш. И поступиться им даже ради реальных выгод в политике и экономике он не может и не хочет. Ну что мешает разрешить Ужгороду самостоятельно решать вопросы назначения стипендий в местных ПТУ? Это не приведет к выходу Закарпатья из состава Украины, но реально снизит градус противостояния.
Примерно так же неуклюже Киев вел себя в отношении Донбасса. К чему это привело – мы прекрасно знаем. И всегда есть шанс, что станет еще хуже.
Теги:
Украина, СБУ, украинский кризис, Закарпатье