Предварительно стоит особо отметить, что обе стороны конфликта на этот момент имели достаточно серьёзные проблемы в авиации. Так, после нападения на Иран Багдад потерял поддержку советского союза и на его вооружении оказались советские истребители и бомбардировщики, для которых имелся минимальный запас запчастей, а французские «Миражи» поставляться ещё не начали.
Кроме того, советские самолёты не были предназначены для применения в столь жарком регионе, что существенно сказывалось на состоянии лётчиков. Дополнительные проблемы иракским лётчикам создавали свои же системы ПВО. Разнообразие самолётов в Ближневосточном небе было столь велико, а подготовка личного состава столь плоха, что только за первые месяцы войны иракские силы ПВО сбили не менее 16 своих самолётов. В результате командование приняло решение вообще запрещать ПВО открывать огонь по любым целям, если в небо поднималась авиация.
Столь же удручающе обстояли дела и у Ирана. После Исламской революции Тегеран потерял поддержку США и с эксплуатацией стоявших на вооружении F-4 Fantom и F-14 Tomcat также возникли проблемы. Дело осложнял и тот факт, что большинство опытных пилотов поддерживали шаха и после его падения бежали из страны.
Фото: breitbart.com
В данной ситуации иранские лётчики остались явно в меньшинстве, что позволяло иракским бомбардировщикам Ту-22Б действовать практически безнаказанно. В Тегеране понимали, что уничтожить эти самолёты нужно как можно раньше. Но и иракское командование понимало, что Ту-22 станут главной целью иранцев, поэтому предусмотрительно перебазировало их на базу H3 близ города Аль-Валид, в 700 километрах от иранских войск. В Багдаде были уверены, что на таком удалении ценным машинам ничто не угрожает.
В Тегеране же расценили такую небрежность как сигнал к действию. В кратчайшие сроки были собраны лучшие из оставшихся иранских лётчиков. В руководстве решили, что в данной ситуации нормальные герои должны идти в обход. По плану группа истребителей F-4 должна была пройти на минимальной высоте по самому краю сирийско-иракской границы и нанести удар с тыла. Ситуацию осложнял тот факт, что без дозаправки данную операцию было не провернуть, но даже она должна была проходить на высоте 15-20 метров.
В день операции из Стамбула вылетело два заправочных самолёта Boeing-707, обставленных как обычный перелёт двух грузовых самолётов, но над пустынным районом Сирии оба самолёта пропало с радаров – пилоты спустились к земле и направились в сторону иракской границы.
В это же время несколько лёгких истребителей F-5 нанесли удар по нефтеперерабатывающему заводу, приковав к себе всё внимание иракцев. Пользуясь создавшейся суматохой, десять f-4 направились вдоль границы на встречу с дозаправщиками.
Фото: breitbart.com
Всего за время полёта иранские пилоты совершили четыре дозаправки на малой высоте, что само по себе является задачей чрезвычайно сложной, так все они проходили в горных регионах. Очевидно, что напряжение пилотов зашкаливало, но это обеспечило ударной группе полную незаметность.
В результате все три аэродрома комплекса H3 «Фантомы» застали врасплох. Первые бомбы разбили взлётные полосы, заперев иракские истребители на земле. Дальнейший бой превратился в настоящую бойню – сперва на ряды иракских бесценных бомбардировщиков обрушился град кассетных бомб, а когда они закончились «Фантомы» начали расстреливать врага из авиационных пушек с бреющего полёта.
Всего было уничтожено не менее 48 иракских самолётов, притом что со стороны Ирана все самолёты вернулись на базу без повреждений. За восемь лет войны больше ни одна из сторон не понесёт единовременно столь тяжёлых потерь в авиации, да и столь дерзких и сложных спецопераций ВВС тоже не будет.