Какие профессии будут востребованы завтра? Как и где им обучиться? Об этом состоялся разговор специалистов в столичном Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Он проходил накануне Московского международного салона образования, который состоится с 13 по 16 апреля в павильоне № 75 ВДНХ.
Каждый участник дискуссии ставил свой диагноз сложившейся в образовании ситуации. «Образовательные учреждения плохо адаптируются к направлениям развития рынка труда, — вежливо заметила основатель проекта «Антирабство», куратор кластера «Профориентация» ММСО-2016 Алена ВЛАДИМИРСКАЯ, открывая разговор. — Качество нашего фундаментального образования на должном уровне, но оно все-таки явно «не про будущее». Другая проблема — так называемое «проклятье родителей». Родители уговаривают детей идти учиться на некогда хлебные должности типа бухгалтера, тем самым программируя молодежь на безработицу через 10-15 лет. И это на фоне отсутствия профориентации как базовой вещи». «В российских семьях не хватает ответственности за решения о своем будущем», — посетовал замминистра образования и науки РФ Вениамин КАГАНОВ, сравнив Россию с Францией, правда, не в пользу нашей страны.
Тревожными наблюдениями поделился главред портала «Работа.ру» Андрей ЕЛИСЕЕВ. Эксперт фиксирует рост числа сдающих ЕГЭ по обществознанию: «Что с ними делать? Такое количество гуманитариев сейчас на рынке не востребовано». Доля мест для людей без опыта работы сократилась с 17 до 12% от всех вакансий. А основной объем этих предложений — в торговле. Зато в таких локомотивах, как IT, новички сталкиваются с падением зарплат, хотя по отрасли они растут на 10-15%, сообщил Елисеев. «Как работный портал, мы первые замечаем, когда кризис начинается, и первыми можем сигнализировать, что мы из него выходим. К сожалению, второе сейчас точно не наблюдается», — подчеркнул эксперт.
Руководитель проекта «Атлас новых профессий» Дмитрий СУДАКОВ уверен: в стране кризис прогнозирования, будущее толком не обсуждается. Почти ни одна компания не может сказать, какие именно специалисты будут ей нужны через 5-10 лет. Государство уже давно не предъявляет такой спрос, а вузы работают по старинке. Правда, директор департамента исследований и образования Mail.Ru Group Дмитрий ВОЛОШИН считает, что бизнес не может формулировать требования к специалистам на много лет вперед, зато вузы должны предугадывать потребности бизнеса.
Таковы в общих чертах проблемы, намеченные участниками круглого стола. Но где же позитив? И что там все-таки с профессиями будущего? Так вот, 14% от опрошенных экономически активных россиян полагают, что перспективная профессия будущего — это IT и инженеры. Цифру привел глава направления исследований Superjob Павел ЛЕБЕДЕВ. Сегментация рынка труда растет, а схема «учеба — работа — пост начальника» уходит в прошлое. Поэтому ни к чему связывать свой вуз с надеждой на светлое завтра, важнее иметь возможности для профориентации и расширения своих компетенций.
Ключевую мысль озвучил замдиректора Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр ЧУЛОК. Главное в будущем — вовсе не профессии, а компетенции. Вузы вынуждены привлекать бизнес, чтобы вместе с ним определить нужный уровень компетенций, а потом довести его до образовательных программ, полагает эксперт. Мало улавливать общие тренды, стоит разбираться в частностях рынка, разрабатывать научно обоснованные прогнозы по ним. А с прогнозами у нас пока не очень. С особой ролью дополнительного образования согласен и замминистра образования Венеамин Каганов. Также он призвал к сотрудничеству государства и частного сектора.
Исполнительный директор института «Стрелка», руководитель онлайн-школы городских предпринимателей Vector Ольга ПОЛИЩУК рассказала об экспериментальном проекте с Высшей школой урбанистики НИУ ВШЭ, в рамках которого учащимся предлагаются задания, максимально приближенные к реальным пожеланиям будущих клиентов.
По мнению руководителя службы мониторинга инновационной инфраструктуры ОАО «РВК» Алексея ГУСЕВА, прогнозы вообще бессмысленны. Надо учиться жить в стремительно меняющемся мире. Лучше вкладываться в локальные форматы типа того же института «Стрелка». И желательно бизнесу, а не государству: «Как только государство во что-то вкладывает, оно тут же начинает регулировать». Точки дополнительного образования нужно делать вне рамок вузов и школ, уверен Гусев. Профессии умрут, как и любые стандартизированные операции: их прекрасно выполнят роботы. Нам останутся нестандартизированные обязанности. Возможно, будет цениться умение программировать роботов, полагает Гусев. Ведь чтобы прокормить человечество, 150 лет назад должны были работать 90% людей, а сейчас — всего 10%...
Президент Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», научный сотрудник МГУ Алексей СЕРЕБРЯКОВ выделил универсальные компетенции: администратор, аналитик, предприниматель: Однако одними универсальными умениями прогресс не построишь, поспорил с ним другой эксперт, Дмитрий Судаков.
По итогам дискуссии все сошлись во мнении, что правильнее предугадывать именно навыки и компетенции, а не профессии. В конце участники назвали ряд необходимых компетенций: это системность мышления, умение завершать начатое, адаптивность к изменениям, полная ответственность за свою жизнь, самостоятельность, подкованность в своей сфере. Как метко сказала директор «Стрелки» Ольга Полищук, неслучайно 70% вакансий — «это идеальный работник и еще хороший человек, скорее всего, с активной жизненной позицией».