Стратегически это, конечно, в первую очередь весточка России: Америка начинает «метить территорию». Желание США усилить свои позиции непосредственно в самой Сирии, не пользуясь услугами Ирака или Турции, были давно отмечены, в том числе и аналитиками Stratfor, которые в очередной раз подтвердили высокий уровень своей осведомлённости о планах и намерениях руководства США.
«Эти действия вписываются в проект США по последовательной поддержке курдского движения. Американцы, конечно, нейтрализуют турок. США столбят свои позиции по курдскому вопросу. Эта тема неизбежно будет предметом обсуждения с Россией, которая тоже поддерживает курдов. Подобные акции могут привести к трансформации переговорного процесса по сирийскому урегулированию. Не исключено, что это может стать новым Версальским договором, который завершал Первую мировую войну и определял новые границы на Ближнем Востоке».
Действительно, в последнее время Анкара неоднократно оказывала повышенное давление на Вашингтон, которое там, наверняка, уже давно расценивают как неприемлемое. Но бросаться угрозами и красивыми фразами до тех пор, пока не будет обеспеченности необходимой военной инфраструктурой в регионе, США не хотят. Поэтому они пока молча сносят гневные тирады Эрдогана, а сами, как мы видим, последовательно готовят «запасные аэродромы» в прямом и переносном смысле, лишая тем самым Анкару соблазна изгнать США из Инджирлика. В такой ситуации ущерб для Штатов не будет значительным, а вот разрыв отношений может очень больно ударить по Турции. Тем более, что Штаты могут больно её наказать, поддержав притязания курдов, которые в последние месяцы стали основной головной болью Турции.
«ЦРУ и его турецкий партнер, Национальная разведывательная организация (MIT), управляют секретным координационным центром недалеко от границы с Сирией. Сотрудничество ЦРУ и Национальной разведывательной организации выходит за рамки работы по иностранным боевикам. В частности, ЦРУ запускает с авиабазы "Инджирлик" на Юге Турции беспилотные летательные аппараты для работы на территории Сирии».
Это уже другая часть политики США, которая использует Турцию как инструмент давления на Россию и на те силы, которые мы поддерживаем в регионе. При этом сами Штаты по своему обыкновению не спешат лично прибывать к театру боевых действий и предпочитают действовать чужими руками. Однако Турция в последнее время стала последовательно демонстрировать стремление к политическому сепаратизму и проведению самостоятельной политики, не совпадающей с планами Вашингтона. Поэтому у её границ на территории, контролируемой сирийскими курдами, и возникли две военные базы США. Вероятно, в течение некоторого времени Вашингтон будет отслеживать, как именно отреагирует на этот шаг Анкара, и если это приведёт её к покорности, то дальше будет продолжаться уже наблюдавшийся ранее сценарий проведения Турцией политики США в Сирии.
Однако нестабильность ситуации как в регионе, как и внутри Турции позволяет предположить, что мы, скорее, увидим очередной политический кульбит Эрдогана, который спровоцирует США на новые шаги по возвращению Анкары в покорное состояние. Что, строго говоря, едва ли можно считать окончательно возможным, учитывая её сложное внутриполитическое состояние. Скорее, тут можно задуматься о возможности некоторого аналога Версальского мира для Турции и Ближнего Востока в целом.