Спустя два года после крутого поворота в судьбе страны, называемого ныне «Революція гідності», не только закоренелые скептики, но и наивные евро-романтики испытывают все большее разочарование.
Если отбросить всю бравурность и помпу официальной пропаганды – в сухом остатке получаем неутешительный вывод: мы вернулись в эпоху позднего Януковича. Даже не пытаясь перестроить фундамент, весело, с песнями крася только наружные стены, мы вынуждены наблюдать все те же договорняки политиканов, старые схемы распила госбюджета с новыми именами «смотрящих» и нетленную систему «понятий» с налетом патриотизма.
Но, хуже всего не это. Наибольшую тревогу вызывает тот факт, что само общество, выйдя из привычной системы формализованных институциональных координат, предполагавших, как минимум — следование законам и юридическим нормам, стало заложником бесконечного множества моральных принципов, возведенных на пьедестал абсолюта и слепого поклонения.
И самое печальное то, что эти идолы требуют все новых и новых жертвоприношений.
Один из таких уродливых божков – такая выстраданная, необходимая, желанная… справедливость. Но, вся беда в том, что сама по себе, эта справедливость у всех разная: от «понять и простить» до «расстрелять и сослать в Сибирь».
Формализованная с помощью юридических терминов, понятий, облаченная в рамки общепринятых законов и правил – да. Но, когда понятие справедливости становится позволительно толковать любому, только лишь на основании принадлежности к определенной, «правильной» группе: патриотов, активистов, общественников и прочих любителей активного отдыха – это прямая дорога к хаосу. Тем более, когда акт толкования критериев справедливости стимулируется деньгами кукловодов.
Все это уже происходит на наших глазах каждый день: катания оппонентов в мусорных баках, разгромы и уничтожение чужой собственности, преследования за иную точку зрения, не вписывающуюся в стандарты «истинной любви к Родине», «патриотические» атентаты и банальные убийства.
— Презумпция невиновности? Не, не слышали!
Именно на Майдане случился этот качественный переход. Когда, не гражданскому обществу и его институтам, а именно – безликой балаклаве, выдали индульгенцию на творение таинства «народного правосудия» на основании ей одной ведомым понятий «справедливости».
Но… Вы не задувались над вопросом: а почему, среди погибших на Майдане – подавляющее большинство тех, кто и не думал прятать свои лица? Они так свято верили в идеалы, или их принесли в жертву идолу?
В любом случае, власть вынуждена пожинать плоды своих трудов и оголтелой пропаганды: толпы жаждущих новых жертвоприношений адептов «Народной справедливости» вершат, как им кажется – самое правильное правосудие. С другой стороны, властям это пока выгодно – позволяет отвлечь народ, прилипший к экранам телевизоров и воюющий в соцсетях, от куда более насущных проблем.
В таком контексте уже смешным выглядит вопрос: почему, например, Гражданский корпус «Азова» решил осаждать студию «Интера», а не офисы тех, кто беззаботно уничтожает лес в Карпатах, наживаясь на будущей экологической катастрофе?
Понимает ли власть, что сегодня уже достаточно среднего по мощности социального толчка: вспышки опасного заболевания, техногенной катастрофы, стихийного бедствия и, удержать общество от сползания в пучину искаженной реальности, где правят идолы, будет практически невозможно? Наверное – да. Но, пока, такое опасное балансирование на лезвии ножа им необходимо.
Бесспорно – очень тяжело оставаться законопослушным гражданином, когда сам становишься жертвой деяний «мажоров», чиновников, или равнодушия власти. Но, восстанавливать из пепла забвения страну и оплакивать уже миллионы, принесенных в жертву идолам, будет гораздо труднее.
Алексей Куракин