Путешественник Павел Бангкоков в последние 15 лет ежегодно подолгу бывает в Китае, как правило, в самой нетуристической китайской глубинке. Он неплохо знает китайский язык и всегда просится на ночлег в китайские семьи. Павел рассказал Царьграду о реальном, не парадном Китае и об отношении китайцев к русским.
ЧЕРТИНОВ ВЛАДЛЕН
ЦАРЬГРАД: Как изменился Китай за последние годы?
ПАВЕЛ БАНГКОКОВ: Почти до неузнаваемости. Ещё 15 лет назад в Китае можно было встретить бедные районы. Теперь их нет.
Я люблю путешествовать по небольшим городам. Ночую у местных жителей. Если 15 лет назад меня кормили лепёшкой с чаем, то сейчас в рационе мясо, яйца. Бедность реально ликвидирована — даже в Тибете и Уйгурском автономном округе. Такой проблемы в Китае больше нет.
— А какие проблемы есть в Китае?
— С экологией беда полная — в городах смог сильнейший. У нас в России по экологии самые проблемные города — Карабаш в Челябинской области, где медные заводы и в прямом смысле слова текут оранжевые реки, сам Челябинск и ещё Красноярск. А в Китае экологически неблагополучные города — через один. Ты идешь по улице, и вся одежда у тебя в мерзкой шлаковой пыли, потому что в городе металлическое производство.
Ещё одна проблема — сокращение населения. У кого-то это может вызвать улыбку, казалось бы, куда уж больше — в Китае живет 1 миллиард 425 миллионов человек. Но на самом деле складывается демографический дисбаланс: мало молодёжи, много стариков. В Китае начали платить пенсии, и неплохие, а значит, людям стало не нужно иметь много детей, которые кормили бы их в старости. Сейчас в стране детей можно иметь сколько угодно, но молодые семьи не рожают. Население уменьшается и стареет. Китайцы пытаются стимулировать рождаемость: например, делают бесплатным высшее образование для людей с детьми. Но пока не особо помогает.
— В Китае платное образование?
— В вузах в основном да. Школы бесплатны, но дополнительное образование детей — тоже за деньги. На этом, кстати, кормилось много иностранцев. Одно время было модно поехать поработать в Китае. Любой человек с европейским лицом, знающий пару слов на английском, мог устроиться преподавателем этого языка где-нибудь в китайской глубинке. Ребёнок пять слов выучил — родители рады. Но сейчас гайки закрутили, и лавочку эту для иностранцев прикрыли. А вообще, поездив по разным азиатским странам, я понял, что у нас в России хорошее школьное образование, которое, несмотря на ЕГЭ, все ещё учит детей думать.
— Не появилось у китайцев к русским покровительственного отношения из-за того, что у них экономика сегодня более развита и Китай становится богаче России?
— Нет, Россия для китайцев всё равно старший брат. Без вариантов. Я бываю в разных районах, общаюсь с людьми разных возрастов из разных социальных слоёв, стучусь в их дома. Часто слышу: "Раз ты из России, я тебя приму, а вот американца ни за что бы не пригласил". Антиамериканизм очень чувствуется и во многих разговорах с китайцами проявляется.
Путина в Китае почти боготворят, особенно китайские женщины. Мне нравится путешествовать автостопом. Как-то подвозили инженеры-геодезисты, люди элитной для Китая профессии. Сказали: "Ваш президент крутой — воевать не боится".
— В России раньше (особенно либеральные СМИ) да и сейчас пишут, что Китай точит зубы на наш Дальний Восток и чуть ли его не колонизирует. Что дружба между нашими странами дутая, и партнёрство неравноправное — дескать, китайцы успешно пользуются нашей слабостью. Насколько эти утверждения соответствуют действительности?
— Я тут увидел в Москве перед посольством Финляндии очень прикольную выставку, посвящённую неблагодарности финнов. Выставка про то, что Россия всё им дала — подарила сначала Княжество Финляндское, потом независимость, создавала всякие экономические преференции, а они поступили как неблагодарные свиньи. Нечто подобное есть и в Китае: в парках маленьких городов я не раз видел экспозиции, посвящённые китайским территориальным претензиям к разным странам, в том числе и к России. Но это было лет 10-12 назад. С тех пор я такой риторики уже не встречаю. Наоборот, китайцы говорят: "Россия — это круто, у нас взаимопомощь, мы одну политику ведём — будем вместе убирать гегемонию Запада". И, кстати, я недавно ездил по Дальнему Востоку, китайцев особо не видел, даже кафешек китайских толком не найти. Их во Владивостоке меньше, чем в Питере.