Резонансный законопроект о расширении избирательных списков, спровоцировавший массовые протесты в Новой Каледонии (заморская территория Франции), не будет вынесен на повторное голосование конгресса двух палат французского парламента. Об Выступая с программной речью в Национальном Собрании, об этом заявил премьер-министр Мишель Барнье: «По согласованию с президентом Республики я могу объявить о решении отложить местные выборы до конца 2025 года. Проект конституционного закона о размораживании электората, принятый в мае прошлого года парламентскими ассамблеями, не будет вынесен на рассмотрение конгресса». На протяжении последних четырех с половиной месяцев Новая Каледония переживает «исключительно тяжелый кризис», сетует глава правительства, и есть отчего. Весь сентябрь на островах полыхало восстание местного населения против господства парижан. Не особо заморачиваясь по поводу «демократии» и «прав человека», французские силовики расстреливали безоружных жителей столицы этой заморской территории города Нумеа.
«Полиция Новой Каледонии убила двух человек в ходе операции, связанной с беспорядками, сообщает прокурор Ив Дюпа. Он заявил, что силы безопасности пытались задержать около десятка человек, предположительно связанных с недавними беспорядками на территории Франции.
По словам официальных лиц, в Новой Каледонии в ходе полицейской операции по задержанию активистов, подозреваемых в причастности к кровавым беспорядкам в мае, спровоцированным попытками Парижа изменить избирательные права на французской тихоокеанской территории, были убиты два человека.
Число погибших во время ночной операции к югу от столицы Нумеа увеличило общее число жертв за месяцы беспорядков на французской тихоокеанской территории до 13 человек», – пишет The Guardian.
Несколько дней назад французские власти Новой Каледонии объявили о продлении комендантского часа, запретив собрания и поездки по архипелагу с 18:00 до 6:00 из-за опасений протестов коренного народа канаков в связи с предстоящей годовщиной французского захвата тихоокеанской территории.
«Канакский народ долгое время стремился освободиться от Франции, которая впервые захватила архипелаг Тихого океана в 1853 году и предоставила гражданство всем канакам только в 1957 году.
Последняя вспышка насилия произошла 13 мая в ответ на попытки правительства президента Эммануэля Макрона внести поправки в Конституцию Франции и изменить списки избирателей в Новой Каледонии, что по опасениям канаков еще больше маргинализирует их, поскольку предоставляет больше прав недавно прибывшим [этническим французам] материковой части Франции», – отмечает британская газета.
Макрон сходу объявил чрезвычайное положение на два дня, направив 3500 солдат на помощь полиции в подавлении беспорядков. Тринадцать канаков погибли в результате действий французского спецназа.
В июне 2024 года 11 активистов-канаков были арестованы в ходе масштабного полицейского рейда. Семеро из них, включая Кристиана Тейна, лидера канакского движения за независимость, известного как «Подразделение по координации полевых действий», были доставлены за 17 тысяч километров на материковую часть Франции для предварительного заключения.
Соратники Тейна обвинили французские власти в «колониальных действиях» и потребовали немедленного освобождения активистов и их возвращения на родину. В недавнем заявлении, опубликованном в социальных сетях, они поклялась, что «канакский народ никогда не откажется от своего стремления к независимости мирными средствами».
За последние семь месяцев «Подразделение по координации полевых действий» организовало мирные марши в Новой Каледонии против французских властей и поддерживаемой Парижем избирательной реформы.
На фоне масштабных протестов канаков против избирательной реформы Макрон задвинул ее в долгий ящик, но усилил репрессии.
Протесты в Новой Каледонии организованы представителями коренного населения, которые опасаются лишения права принимать какие-либо решения и последующего вытеснения из политической жизни архипелага, если правом голоса наделят часть европейского населения острова, переехавшую туда за последние 20 лет.
Новая Каледония имеет стратегическое значение для Франции, которая хочет усилить свое влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Она также важна для Парижа из-за богатых запасов никеля, необходимого Франции.
Не прекращаются протесты и на другой французской заморской территории – на острове Мартиника в Карибском море. В ходе продолжающихся уже несколько дней протестов против подорожания продовольствия в административном центре острова, городе Фор-де-Франс, в результате столкновения с протестующими были ранены шесть полицейских.
Около сотни жандармов прибыли на Мартинику, французскую заморскую территорию в Карибском море, где с начала сентября проходят протесты против дороговизны жизни, сообщает Le Monde.
«Префектура вызвала подкрепление. На место уже прибыл первый отряд жандармерии численностью около сотни солдат. Второй отряд будет направлен из Французской Гвианы», – пишет французская газета.
Накануне префектура Мартиники продлила действующий на острове комендантский час. «Временный запрет на передвижение людей в некоторых округах муниципалитетов Фор-де-Франс и Ламентен, введенный с 21:30 до 5:00 с понедельника 23 сентября 2024 года, продлен до 5:00 четверга 26 сентября 2024 года. Его действие распространяется также на район Сент-Терез», – говорится в сообщении городской префектуры.
В префектуре добавили, что «силы безопасности будут активно мобилизованы, чтобы гарантировать безопасность людей и имущества».
«Париж впервые за 65 лет направил на остров спецотряд по подавлению протестов (CRS), был введен комендантский час и запрет на проведение манифестаций», – отмечает Le Monde.
Протесты на Мартинике начались в начале сентября из-за резкого роста цен на продукты питания. К середине месяца жители Фор-де-Франс, столицы Мартиники, начали возводить баррикады на улицах. Власти попытались установить комендантский час, однако он практически не соблюдается. Основной причиной недовольства является экономическая политика Парижа, которая, по мнению жителей, не учитывает их интересы.
Мартинике разрешено торговать только с материковой Францией и не разрешено поддерживать экономические отношения с другими территориями, и то, что крупные торговые сети на Мартинике принадлежат этническим французам, которые получают большие доходы от этой политики, считаются основными причинами протестов.
На Мартинике в сентябре 2024 года высадился и приступил к репрессиям элитный спецназ, известный как «Роты республиканской безопасности» (CRS8), который был запрещен на территории Франции после кровавых беспорядков в декабре 1959 года. Это подразделение обвинялось в применении непропорциональной силы, что привело к гибели нескольких молодых демонстрантов.
Этот спецназ редко используется на французских территориях в Карибском бассейне, но он был задействованы во время беспорядков и забастовок в Гваделупе в 2009 году.
Беатрис Белле, представитель социалистической партии острова, осудила этот шаг, заявив: «На Мартинике идет не гражданская, а социальная война». Она призвала к «открытому и транспарентному диалогу» между протестующими и правительством. «Эта мера только усиливает напряженность и отвлекает внимание от законных требований народа Мартиники», – добавила Белле.
Один из лидеров Партии свободы Мартиники Люк Фрэнсис Кэрол отмечает, что «Франция проявляет расистскую политику в отношении жителей Мартиники».
«Франция создала систему рабства, и в основе государственной стратегии лежит замена нашего народа французами. Делают это самым отвратительным образом. Так, добавляя вредные вещества в продукты питания и подземные водные источники, они создают угрозу для здоровья нашего народа. В настоящее время Мартиника является «лидером» по заболеваемости раком простаты. Хотя Франция называет это генетическим заболеванием, это прямой результат осуществляемого ими геноцида», – подчеркнул Люк Фрэнсис Кэрол.
Франция ускоренно теряет остатки своей колониальной империи.
В мае прошлого года сторонники независимости Французской Полинезии одержали триумфальную победу на местных парламентских выборах. Во втором туре выборов выступающая за независимость партия «Тавини Уираатира» («Служить народу»), которую возглавляет бывший президент Оскар Темару, получила 44,2% голосов. Партия «Тапура Уираатира» во главе с уходящим президентом региона Эдуаром Фричем заняла второе место с 38,5% голосов.
«Таким образом, сепаратисты получили абсолютное большинство в 38 мест из 57 в территориальном собрании. Достаточно, чтобы позволить им управлять в течение пяти лет общиной, расположенной в самом сердце южной части Тихого океана, в 17 000 км от Парижа», – сокрушается французская Liberation, отмечая, что «эта победа дает партии Оскара Темару возможность вести переговоры о деколонизации и референдуме о самоопределении с позиции силы».
Несмотря на небольшое население и ограниченные природные ресурсы, Французская Полинезия имеет решающее значение для стратегических интересов Запада и Китая, так как она «равносильна автомагистрали, проходящей через сердце Тихого океана в Азию и соединяющей вооруженные силы, дислоцированные на множестве островов, разбросанных по пути между Гавайями, Австралией и Филиппинами», пишет американский журнал Tablet Magazine.
За два года «пандемии» десятки тысяч жителей Полинезии впали в нищету, многие компании обанкротились, туристические курорты закрылись. Столь же плачевная для аборигенов ситуация сложилась на всех без исключения заморских территориях Франции.
Правительство Макрона не может предложить коренным народам своих заморских колоний ничего, кроме роста жестоких репрессий против мирного населения. Однако на штыках можно делать что угодно, только нельзя на них сидеть, как говорил Наполеон.
Поэтому окончательный крах французской колониальной империи неизбежен.