«Происходящее с Wildberries удивительно и беспрецедентно. WB – гордость российского рынка, уникальная компания, а супруги Бакальчук вызывают у меня искреннюю симпатию и уважение.
Не являюсь инсайдером, но немного разбираюсь в корпоративном управлении и рынке, так что позволю себе высказаться:
На рынке WB всегда воспринимался как семейный бизнес, где вклад каждого из партнеров был по крайней мере равнозначным. Посмотрите интервью Татьяны Бакальчук на канале у Игоря Рыбакова. Там прямым текстом говорится, что весь бэкофис и операционная деятельность WB были на Владе.
Кажется, что WB, принадлежащий селф-мейд женщине, – это часть PR-стратегии, причем хорошей. Одна проблема: Татьяна и собственник, и гендиректор ООО «Вайлдберриз» становится узким местом. Она может единолично принимать любые решения, даже не очень правильные. Помешать этому невозможно.
Говорить о том, что Владу принадлежит 1% WB, а Татьяне 99%, не совсем корректно. Согласно Семейному кодексу, имущество супругов, нажитое ими во время брака, является общим независимо от того, на имя кого из них оно оформлено. Если нет специального брачного контракта, а утверждается, что его нет. Другое дело, что добраться до этого имущества довольно непросто. Наиболее очевидный способ – бракоразводный процесс, но дело это долгое и хлопотное. За это время может произойти всякое, и, похоже, это всякое и происходит.
Сколько стоит WB? Forbes оценил в феврале 2024 года состояние Татьяны Бакальчук, а соответственно WB, в 7,2 млрд $. Но Озон стоит сейчас на рынке примерно 10 млрд $, а WB больше и, как мне кажется, круче. Так что я уверен, что при выходе WB на IPO его оценили бы не меньше 10 млрд $, с хорошими перспективами роста.
Глядя на информацию из публичных источников и данных реестров, начинаешь удивляться и беспокоиться. «Какая-то разводка». Что мы видим на сегодняшний момент:
Объявлено об объединении WB и Группы Russ, и за прошедший месяц совершенно непонятно, что может дать в это объединение Группа Russ. Рекламные поверхности? Если бы они были нужны WB, то за миллиард рублей можно завесить всю страну наружной рекламой. Правда, совершенно непонятно зачем. У меня нет даже отдаленной гипотезы, что объединение может дать бизнесу WB.
Юридически объединение выглядит как создание ООО «РВБ», в котором 65% принадлежит ООО «Вайлдберриз» и 35% ООО «Стинн» – головной организации Группы Russ. Далее туда уже передано 27 дочерних юридических лиц от ООО «Вайлдберриз», и есть информация, что с контрагентами WB перезаключаются договоры на ООО “РВБ”.
Что это за 27 организаций? Это юрлица, на которых записана логистика WB (скажем ООО «Вб Котовск» – это распределительный центр в Тульской области, ООО «Вб Юрга» – в Кемеровской) и некоторые структурные подразделения типа ООО «ВАЙЛДБЕРРИЗ СК» – это программисты и разработчики WB. Ну т.е. это, собственно, и есть основа бизнеса WB.
Фактически, если перезаключить договоры с контрагентами WB (а что этому помешает?), то весь бизнес будет переведен на ООО «РВБ». У ООО «Вайлдберриз» останутся только права на торговые знаки и сайт, но это тоже можно быстро переоформить, и мы не знаем, запущен ли этот процесс.
Но при этом совершенно не видно, а что внесла в ООО «РВБ» Группа Russ? Деньги? Уставной капитал 20 млн руб. Соответственно Russ внесла 7 млн руб. Да и нет похоже денег у них. И в ООО «Стинн» и в дочерних компаниях все доли заложены ВТБ. На балансе только кредиты, на которые куплены рекламные поверхности.
А теперь самое интересное. Если все это произойдет, точнее допроизойдет то, что осталось. То Татьяна Бакальчук не просто подарит 35% от 10-миллиардного (в $!) бизнеса за 7 млн рублей, но и может вовсе потерять контроль над WB. Дело в том, что директор ООО «РВБ» сейчас Робер Мирзоян из Russ и зарегистрировано оно по юрадресу Группы Russ (документация хранится там).
А вы обратили внимание, что доля Russ в ООО «РВБ» именно 35%, и это на 1.7% больше 1/3. Это сильные позиции в корпоративных войнах и сместить Роберта Мирзояна будет трудно...», — заявил Дмитрий Алексеев.