Государства Средней Азии внимательно следили за происходящим в Махачкале: и там, и там исповедуют ислам. И делали свои выводы на чужих ошибках.
Вчерашние преступления в Махачкале и Севастополе в очередной раз показали: воюют не с равными себе, а с безоружными мирными людьми, как заведомо слабым противником.
Что произошло
Вчерашняя резня в Махачкале и Дербенте сегодня расследуется по нескольким статьям: теракт, незаконный оборот и хищение оружия. Погибли четверо мирных граждан и 15 силовиков.
Все шестеро бандитов, чьей целью был священник, ликвидированы. Террористы готовили убийство Николая Котельникова примерно месяц. Они создали чат, где координировали свои действия. Там же разместили и закрепили фотографию 66-летнего настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы.
Реакция
В отличие от мартовских событий, Эмомали Рахмон не стал затягивать с соболезнованиями. Канцелярия распространила содержание послания: в нём упор делается на борьбу с терроризмом.
Осудили нападение в МИД Узбекистана.
Президент Киргизии выразил соболезнования коллеге в России и улетел в Бельгию.
Всему русскому народу выразили соболезнования в МИД Израиля. Там скорбят о жертвах терактов в Дагестане.
Телеграмму Путину с осуждением теракта в Дербенте и Махачкале и соболезнованиями направил премьер-министр Армении Пашинян.
Враг извне и враг внутри. Второй фронт
Крокус, СИЗО в Ростове-на-Дону, агрессивное отношение со стороны мигрантов к русским в России, а теперь и горячая точка в Дагестане не оставили гражданам сомнений. Соцсети встревоженным ульем всё больше наполняются умозаключением, что в России начался некий спланированный русорез. И с этим нельзя не согласиться: преступления против русских совершаются в праздники, в том числе и православные, подгадываются к знаменательным датам. Причём действуют как руками мигрантов, так теперь и коренных жителей России.
У Казахстана те же проблемы, что и у России
Тем временем в Казахстане сделали свои выводы из трагедии в Дагестане и во всеуслышание предупредили Касым-Жомарта от опасности заигрывания с радикалами.
О том, что ваххабиты вовсю обрабатывают казахскую молодёжь, что неизбежно выльется в вовлечение в террористические сети, высказался журналист и публицист Арман Кудабай.
Он считает, что в последнее время особенно заметно, как религиозные экстремисты переключили своё внимание именно на молодых людей. И эту угрозу нельзя игнорировать.
Кудабай напомнил, что и "арабская весна" и Исламская революция в Иране совершались руками молодёжи. Они сначала стали главными протестующими, а потом и боевиками.
Всё потому, что у ещё вчерашних подростков нет жизненного опыта, критического мышления, но много вспыльчивости. Они идеальные объекты для любого рода манипуляций.
Сегодня казахи не способны отличить радикальную ветвь ислама от умеренного и традиционного: для них все эти течения — мусульмане. Этим пользуются миссионеры. А любые попытки контроля со стороны властей они представляют как преследование и дискриминацию мусульман в целом.
И когда на улицах появляется много религиозно настроенной молодёжи в хиджабах, никабах и с бородами – это повод бить тревогу, потому что со стороны государства просветительская работа ведётся вяло, проповедники, на западные деньги воспитывающие будущих боевиков, работают на опережение и качественно.
Арман Кудабай задаётся вопросами, почему в Казахстане до сих пор нет никакой внятной программы по работе с молодёжью. К директорам учебных заведений должны предъявляться строгие требования, чтобы они не допускали рост числа девушек в платках. Ведь есть факты, как потом такие глубоко верующие бросают учёбу.
Сегодня в Казахстане угрозу представляет сельская молодёжь, уехавшая получать образование в большие города. Они поступают учиться и буквально через несколько месяцев приезжают в полном религиозном облачении домой, вступают в конфликт с семьёй и отрицая их норму жизни, порывают связи с родными. Отныне проповедник им ближе всего.
Кудабай считает, что это всё целиком вина учебного заведения, где взяли на себя обязательства обеспечить безопасность, в том числе и духовную, перед родителями, но не выполнили обещания.
Журналист напоминает, что споры радикализма проникли уже даже в школы: государство должно быть встревожено тем, что ученики устраивают флэшмобы с показательным сжиганием учебников, конспектов и портфелей, требуя, чтобы в школах разрешили религиозные правила.
То же самое мы наблюдаем в России. Среди убитых вчера террористов трое – близкие родственники главы района. Следователям Магомед Омаров признался, что знал, что они примкнули к ваххабитам, поэтому вроде как не общался с ними. Так ли это, силовикам ещё предстоит выяснить.
Также в числе бандитов выходцы из спортивных клубов: вчерашние победители боёв ММА сегодня берут в руки оружие. Один из ликвидированных преступников – ученик национального героя Дагестана Хабиба Нурмагомедова. Блогеры обратили внимание на красноречивое молчание дагестанских спортсменов: фактически, никто не осудил нападение. А запоздалое высказывание Хабиба и вовсе получилось с двойным дном: выразил соболезнования всем и призвал смотреть, с кем общаются члены семей. Зная его радикальную позицию, получается, что чуть ли не каждый член сети его спортивных клубов – потенциальный террорист.
Мусульмане и христиане должны быть едины
В связи с происходящим, мусульманам всё чаще вспоминают, что они идут против воли пророка Мухаммада. Те нас упрекают в отсутствии целомудрия и требуют уже халяльных набережных, каждый раз противопоставляя мусульман и "кяфиров". А между тем, пророк Мухаммад завещал исламистам защищать христиан и быть с ними единым целым.
Его точку зрения можно почерпнуть из письма, служившего для защиты Синайских монахов и направленное в монастырь святой Екатерины. Подлинник этого документа ныне хранится в Стамбуле.
Прислушаются ли мусульмане к этим словам, или продолжат отстаивать чуждую им культуру никабов, хиджабов и исламистских бород, являющуюся во всём мире символом терроризма — вопрос.