Правительство Португалии – некогда одной из крупнейших колониальных держав мира – на днях отказалось выплачивать репарации своим бывшим африканским колониям за зверства, совершенные колонизаторами-португальцами с XV века по середину 1970-х годов. Как отмечает Reuters, ссылаясь на португальские и африканские источники, с XV века до середины XIX века включительно не меньше 6 млн. африканцев в колониях Португалии были похищены и насильственно перевезены португальцами в другие регионы, в том числе в Бразилию для последующей продажи в рабство западноевропейским, испанским и североамериканским компаниям.
Президент Португалии де Соуза
О необходимости возмещения ущерба африканским и другим бывшим колониям Лиссабона, 24 апреля с. г. заявил президент Португалии Марселу Ребелу де Соуза, признав, что его «страна несет ответственность за преступления в длительную колониальную эпоху» и призвав «оплатить те счета, чтобы как-то возместить народам последствия за совершенные преступления». По словам главы государства, готовятся «несколько способов выплат репараций, среди них – списание долгов бывших колоний». Данное заявление было сделано в 50-летний юбилей свержения в Португалии полуфашистского колониального режима Салазара-Каэтану, правившего в стране на Пиренеях свыше 40 лет, с начала 1930-х годов (1).
Однако португальское правительство инициативу президента не поддержало. В соответствующем заявлении отмечено, что властям бывшей метрополии и ее бывших колоний «требуется углублять взаимные отношения, уважение к исторической правде, демократии» и «более интенсивно, теснее сотрудничать на основе примирения братских народов». Иными словами, бывшим колонизаторам и пострадавшим от них народам – тем более «братским» – пора бы примириться друг с другом…
Что же касается компенсации, правительством заявлено, что по этому вопросу «нет на сегодняшней день программы конкретных действий». И что «этой линии придерживались и предыдущие правительства страны». Столь «веский» аргумент показывает, что португальские власти отнюдь не озабочены последствиями – фактически бессрочными – своей колониальной политики во многих странах Африки.
Португалия обладала обширными колониями в Африке и Азии до середины 1970-х годов
Между тем Лиссабон с середины 1990-х годов пытается сохранять своё влияние в бывших колониях, в частности, через Сообщество португалоязычных стран, учреждённое по инициативе Португалии и Бразилии в 1996 году. В этом объединении участвуют почти все бывшие колонии Лиссабона, кроме Макао-Аомэня на юге Китая. Здесь действует режим свободной торговли, реализуются двух- и многосторонние программы по экологии, подготовке кадров, развитию сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности, образования и здравоохранения. Иногда появляются сообщения о подготовке в Сообществе проекта создания межгосударственной валюты – эскудо (традиционная валюта почти всех португальских колоний и самой Португалии до ее вступления в еврозону в 2002-м).
Однако первую скрипку в торговле Португалии и Бразилии с экс-португальскими колониями в Африке и в инвестициях там играет входящая в межгосударственное объединение БРИКС Бразилия, торговля которой с этими странами примерно вдвое больше, чем у них с Португалией. Доля же бразильских инвестиций там же (в объёме иностранных инвестиций) – свыше 15% против примерно 12%-ной доли капвложений экс-метрополии.
К слову, португалоязычное Сообщество – совместная инициатива ещё середины 1960-х годов президента Бразилии О. ди Кастелу и португальского премьер-министра А. О. Салазара. Но тогда, несколько десятилетий назад, в Вашингтоне оказали жёсткое давление на обе стороны, подозревая этот проект нацеленным против США, и потому он не был реализован. Вступление же Португалии в Евросоюз в 1986 году убедило её союзников, что Лиссабон не планирует формировать идеологическую и, соответственно, политико-экономическую «португалофонию» с бывшими колониями. Поэтому в 1990-х годах учреждение португалоязычного Сообщества уже не встретило препятствий со стороны Вашингтона и Брюсселя.
Напомним, эпоха португальской империи длилась более пяти столетий, причём в её колониальном реестре значились все континенты. До 1822 г. включительно колонией Лиссабона была Бразилия, занимающая почти половину территории Южной Америки. В Африке таковыми португальскими колониями были до 1961 г. включительно – Ажуда (на побережье экс-французской западноафриканской Дагомеи); до 1974 г. – богатые природными ресурсами Ангола, Мозамбик и благоприятным климатом, острова Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи.
В Азии португальскими колониями до 1975 г. значились остров Восточный Тимор в Юго-Восточной Азии (вблизи Австралии); до 1961 г. 4 района, включая Гоа в западной Индии. Южнокитайский анклав Макао (Аомэнь), географический сосед Гонконга, оставался португальским даже до 1999-го включительно.
Территория всех колоний Лиссабона достигала 10,4 млн кв. км, уступая в ХХ веке только общей территории заморской Британии – крупнейшей колониальной державы. Интересно, что в 1950–1970-х гг. португальская колониальная «империя» оставалась единственной в мире, в десятки раз превышала территорию самой Португалии и численность её населения. По оценкам ООН, совокупный вклад португальских колоний в ВВП этой европейской страны к середине 1970-х гг. был рекордным, превышая 65%!
Революция гвоздик
Деколонизация африканских стран и Восточного Тимора, подконтрольных Лиссабону, началась полвека назад, в 1974 году, когда «революция гвоздик» свергла полуфашистскую диктатуру незадачливых преемников скончавшегося четырьмя годами ранее премьер-министра Антониу ди Салазара. В ходе колониальных войн Лиссабона в 1960-х – середине 1970-х гг. в Гвинее, Анголе, Мозамбике погибло в целом до 20% всего коренного населения португальских колоний. С учётом же вынужденной эмиграции и пропавших без вести африканцев в ходе тех войн их потери в целом достигают почти трети!
«Фашистский режим в Португалии был таким же человеконенавистническим, как любой фашистский режим. Но он был ещё и режимом подавления национального самосознания народов, находившихся под его колониальным гнётом, коверкая тем самым душу самих португальцев. В чьи интересах он это делал, понятно: крупного капитала, развращённой вседозволенностью элиты», – отмечает Михаил Демурин, советский и российский дипломат, длительное время работавший в Мозамбике. Масштабную военно-техническую помощь Лиссабону в этих войнах оказывали его союзники по империалистическому блоку НАТО, а также Израиль, Тайвань, расистские режимы ЮАР и Южной Родезии. Оно и понятно: колоссальные ресурсы стратегических металлов, урана, алмазов, золота, платины, нефти, высокоценных пород древесины, других видов сырья в африканских колониях Лиссабона принадлежали корпорациям стран Запада. Большинство португальских компаний в этих колониях были по большей части обслугой западных корпораций. Добывались же эти уникальные ресурсы рабским трудом африканцев.
Симптоматично, что попытки Португалии создать там в 1960-х гг. в Африке «пропортугальские» политические организации почти не получили поддержки на местах. Кроме того, против колониальной политики Лиссабона в Африке примерно тогда же стала выступать Бразилия. Только в миниатюрных Ажуде (на побережье нынешнего Бенина) и Макао колониальный статус был упразднен мирным путем.
Между тем десятки тысяч африканцев из тех же колоний многие десятилетия завозились в метрополию по причине банальной экономии: среднемесячная зарплата в Португалии эмигранта из её африканских и азиатских колоний была минимум в 4 раза ниже, чем «коренного» португальца. Проживали эти эмигранты в основном в резерватах вблизи некоторых португальских городов или предприятий, будучи лишёнными каких бы то ни было социальных гарантий.
Потому неудивительно, что коллективный Запад в 1960–1970-х гг. блокировал предложения СССР, КНР, других соцстран, стран Скандинавии, многих развивающихся стран ввести санкции ООН против Португалии за ее кровавый колониализм, а также за всевозможную дискриминацию эмигрантов из португальских колоний в Африке на территории метрополии.
Вот и получается, что платить по колониальным счетам – означает, как не без тревоги отмечают португальские СМИ, навсегда обанкротить теперь уже бывшую метрополию…
Примечание
(1) В 1933 году принимается специальный Колониальный закон, юридически закрепивший превосходство европейцев над аборигенами.