После подсчёта голосов во втором туре президентских выборов в Аргентине лидирует кандидат от правоцентристской партии Маурисио Макри. Его результат приближается к 53%. Основной соперник, представитель правящей перонистской партии «Фронт за победу» Даниэль Сциони, уступает ему менее 5% голосов.
Экс-президент Аргентины Кристина Фернандес Киршнер, супруга предыдущего президента Нестора Киршнера, по законам страны, не могла более избираться на президентский пост. В сумме Кристина и Нестор Киршнеры пробыли у власти более 12 лет. Какую политику они проводили у руля государства, сегодня важно вспомнить именно в свете победы оппозиционного кандидата.
История развития российско-аргентинских отношений вышла на новый уровень именно с приходом к власти Нестора, а затем и Кристины Киршнер. Ещё во времена президентства Дмитрия Медведева между Россией и Аргентиной было достигнуто двухстороннее соглашение о взаимном безвизовом въезде туристов сроком до 90 суток, а также были заключены договоры в области железнодорожного транспорта и использования российской системы ГЛОНАСС.
В прошлом году уже президент России Владимир Путин посетил Аргентину с официальным визитом. Тогда же был заключено соглашение о сотрудничестве, в частности, в области совместной нефтедобычи в Патагонии, строительства ГЭС с участием Интер-РАО и Росатома. Стоимость последнего проекта оценивалась в $2 млрд.
В целом, Кристина Киршнер придерживалась достаточно пророссийской позиции, неоднократно призывая Запад отказаться от политики двойных стандартов в вопросе санкций из-за ситуации с присоединением Крыма. Ровно месяц назад тогда ещё президент Аргентины подчеркнула ключевую роль России на фронте борьбы с антитеррористической угрозой, а также дала положительную оценку небезызвестному выступлению Владимира Путина на Генассамблее ООН.
Такие заявления Киршнер никогда не радовали США, так как всегда шли вразрез с общепринятой с подачи Вашингтона риторикой. После того как Аргентина объявила о намерении присоединиться к БРИКС, США и вовсе поспособствовали появлению в стране серьёзных экономических трудностей. В результате к настоящему времени экономика Аргентины оказалась в глубокой стагнации, а инфляция достигает 30%. Именно этим обстоятельством и воспользовался Макри, давя в своей предвыборной кампании именно на недовольство населения экономическим положением в стране. Исправлять ситуацию новый президент намерен за счёт начала в стране рыночных реформ.
В принципе, предвыборные программы обоих кандидатов строились на взаимной критике именно экономических повесток. Макри обвинял Киршнер и её потенциального последователя Сциоли в стагнации экономики, Сциоли обвинял Макри в излишних реформаторских замашках в интересах меньшинства.
Ряд экономистов уже предрекают девальвацию песо из-за того, что из всего экономического блока своей предвыборной программы новый глава государства пока анонсировал лишь либерализацию валютных рынков. Между тем именно жёсткий валютный контроль, введённый во время президентства Кристины Киршнер, создавал массу проблем для иностранного бизнеса, работающего в Аргентине.
Во внешней политике Макри обещает быть открытым для конструктивного диалога и наладить хорошие отношения со всеми странами, в том числе и с США. Несмотря на то, что Макри считается исключительно прозападным политиком, по мнению аргентинских экспертов, он будет действовать по принципу «рыба любит, где глубже, а человек — где лучше», руководствуясь в своей внешней политике исключительно прагматизмом, что как раз и позволит сохранить на прежнем уровне отношения и с Китаем, и с Россией. Ранее он уже давал положительную оценку отношениям, которые были выстроены правительством Киршнер между Буэнос-Айресом, Пекином и Москвой. Однако теперь он намерен сделать их более «прозрачными», проведя все тексты ранее подписанных соглашений через Конгресс.