Эпопея с продажей в Исламскую республику зенитно-ракетных комплексов дальнего действия близка к завершению. Тегеран получит первые системы уже в 2017 году, после чего сразу же отзовет иск к России на 4 млрд долларов.
Россия подписала с Ираном новый контракт на поставку в эту страну зенитно-ракетных комплексов С-300. Более того, как заявил на международном авиасалоне Dubai Airshow’2015 глава «Ростеха» Сергей Чемезов, этот договор уже вступил в силу. В соответствии с ним Минобороны Ирана к концу 2017 года получит четыре дивизиона С-300ПМУ-2 заплатив за них в общей сложности порядка 1 млрд долларов. Несмотря на то, что эти модификации знаменитого ЗРК уже сняты с производства, проблем с их изготовлением возникнуть не должно. «Концерн ПВО «Алмаз-Антей»», разрабатывавший эти комплексы, имеет на своих предприятиях несколько готовых конструкций для С-300ПМУ-2, которые теперь предстоит адаптировать под требования иранцев. Это – ни что иное как так называемый сирийский задел, который остался у «Алмаз-Антея», после отмены контракта на поставку этих комплексов Дамаску, заключенному в 2010 году. Напомним, что тогда Москва пошла навстречу настоятельным просьбам Тель-Авива, который опасался использования С-300 против Израиля, в том числе террористическими группировками.
Президент России Владимир Путин высказывался по этому поводу в том духе, что Россия разделила опасения израильтян, так как если бы такая поставка состоялось, «то у них ничего бы не взлетело». И это чистая правда. Дальность действия ракет С-300 составляет порядка 180 км и охватывает значительную часть территории Израиля. А с помощью радаров этого комплекса из Сирии можно контролировать практически все воздушное пространство еврейского государства. В результате тот контракт был отменен, а 400 млн долларов аванса уже уплаченные Сирией были возвращены заказчику и использованы для приобретения другой техники. Что же касается иранского контракта на поставку С-300, то он тоже имеет свою историю, причем очень похожую на ту, что приключилась с Сирией.
Еще в 2007 году Россия подписала с Ираном контракт на продажу пяти дивизионов С-300ПМУ-1 (более ранняя модификация) на 800 млн долларов. Более того, Тегеран даже перечислил Москве 167 млн долларов аванса, а «Алмаз-Антей» начал сборку этих комплексов. Но затем ситуация резко изменилась. Международное сообщество обвинило Тегеран в том, что его атомная программа носит не мирный, а военный характер. Проще говоря, Запад посчитал, что Иран всеми силами стремится создать атомную бомбу и решил ввести против Тегерана международные санкции. Москва тогда лелеяла надежду выстроить конструктивные отношения с Западом и была готова идти на компромиссы. Мы не только не заблокировали в ООН резолюцию против Ирана, но даже ужесточили режим санкций в отношении этой страны. Напомним, что принятый Совбезом документ запрещал поставлять Тегерану только наступательные вооружения. Комплексы ПВО к ним по определению не относятся. Теоретически С-300, конечно, может поражать наземные цели, но лишь в том случае, если известны их точные координаты. На практике же так стрелять из С-300 очень дорого и нецелесообразно. Подобные стрельбы если и проводились, то об их результатах никогда и ничего не сообщалось. Но несмотря на это Москва все-таки решила в инициативном порядке запретить поставки С-300 в Иран.
Здесь просто нельзя не сказать о том, что в принципе нам ничто не мешало сначала выполнить контракт, а затем уже ввести санкции. Но российские власти в то время решили действовать иначе. В самом Иране это прекрасно понимали и были крайне раздосадованы действиями России. Дело в том, что системы С-300 имеют огромное значение для обороноспособности Ирана. Наличие этих комплексов в стране с вероятностью близкой к ста процентам гарантирует ненападение на Иран не только со стороны Израиля или НАТО, но и ряда агрессивных арабских стран вроде Саудовской Аравии или Катара.
В результате Иран подал в третейский суд в Женеве иск к России на общую сумму 4 млрд долларов. И, очевидно, имел все шансы выиграть этот спор. Справедливости ради нельзя не сказать, что Москва несколько раз предлагала Тегерану решить этот вопрос полюбовно. Мы не только вернули аванс, но и предлагали заменить системы С-300 ПМУ-1 на «Антей-2500» (С-300ВМ). С точки зрения обороноспособности Ирана такая замена особой роли не играла. Эти две системы имеют схожие характеристики, только одна предназначена для обороны населенных пунктов и поэтому оснащена колесным шасси, а вторая защищает войска на марше и имеет гусеничную базу. Правда, в отличие от С-300 ПМУ-1 «Антей-2500» может одновременно наводить только четыре ракеты, а не 12. Зато дальность их поражения больше — почти 250 км.
И руководство Ирана хоть и неохотно, но вроде бы согласилось пойти на такую сделку и отозвать иск в арбитраж. Все ждали лишь удобного момента, чтобы снять запрет и объявить об этом официально. И момент этот настал в начале апреля, когда Тегеран договорился с «шестеркой» об урегулировании вопросов, связанных с его ядерной программой. Сразу после этого Владимир Путин своим указом отменил запрет на поставку систем ПВО дальнего действия С-300 в Иран, введенный нашей страной пять лет назад во исполнение резолюции № 1929 Совбеза ООН.
Это обстоятельство открыло возможность для того чтобы поставить «Антей-2500» Тегерану безо всяких промедлений. Но в самом Тегеране неожиданно отказались от «Антей-2500» и стали настаивать на С-300. Причем тот факт, что эти комплексы уже не производятся в расчет иранской стороной не принимался. Здесь очень уместно высказать предположение, что своими действиями Тегеран неофициально подталкивал нас к тому, чтобы вместо С-300 наша страна поставила в Иран более совершенную в техническом плане систему – С-400. Тем более, что как раз несколько месяцев назад стало известно, что Минобороны России отчиталось об успешных испытаниях ракеты повышенной дальности для С-400, которую не могли сделать более десяти лет (вместо нее там использовалась ракета от С-300). В ходе тех испытаний ракета была пущена почти на полную полетную дальность (400 км) и успешно поразила цель. С-400 может применять пять типов ракет и параллельно обстреливать сразу 36 целей, что позволяет выстроить любую конфигурацию обороны, сбивать тактические и стратегические баллистические ракеты в верхних слоях атмосферы, а также любые типы самолетов, включая гиперзвуковые.
Пока что системы С-400 Россия производит только для себя. Единственная страна, в которую Россия согласилась продать несколько комплексов С-400 – это Китай. В ближайшем будущем помимо Китая такие системы могут быть проданы и в Индию. Но Ирану С-400 Россия предлагать не стала, а решила восстановить специально для него С-300ПМУ-2. Как сообщил Сергей Чемезов, Иран снимет свои исковые требования к России сразу после того как будет завершена первая часть контракта. Тогда же в этой истории судя по всему можно будет поставить точку.
Источник: http://expert.ru/2015/11/10/iran-vse-taki-vyibral-s-300/