21 сентября в Москву прибывает премьер-министр Израиля. Рабочий визит Биньямина Нетаньяху продлится всего несколько часов. За это время израильскому лидеру предстоит обсудить с российским руководством ближневосточную проблематику. Главный пункт предстоящих переговоров уже известен. Это ситуация в Сирии, откуда все последние дни идёт поток информации об усилении Россией своего военного присутствия.
Визит израильского премьера нельзя назвать «кризисным», даже несмотря на его очевидную экстренность. Отношения Москвы и Тель-Авива остаются партнёрскими, настроенными на доверительный обмен мнениями по всем ближневосточным вопросам, в которых у двух столиц свой интерес. Некоторый спад в интенсивности общения политических верхов России и Израиля произошёл на финальном этапе ядерных переговоров стран «шестёрки» с Ираном. Но ситуация в Сирии внесла свои коррективы, затребовав восстановления привычного ритма партнёрского диалога.
Сирия для Израиля с 2011 года стала прифронтовым государством. Как таковой Сирийской арабской республики уже не существует. За четыре года гражданской войны и пребывания здесь «экстремистского интернационала» она разорвана на несколько территориальных кусков. Западный сектор уже бывшей САР имеет общую границу с Израилем. Ни одного серьёзного военного инцидента в районе Голанских высот с вовлечением в него израильской армии с момента начала кризиса не произошло. Активность «Исламского государства» здесь пока не замечена. В боевых столкновениях с правительственными войсками Сирии на этом участке фронта преобладают боевики группировки «Джебхат ан-Нусра», связанной с «Аль-Каидой».
Воюющим с режимом Башара Асада джихадистам пока явно не до Израиля, хотя риск, пусть и отложенный во времени, переноса центра тяжести «священной войны» с Сирии на восточные границы Еврейского государства сохраняется.
В сирийском конфликте Израиль занял прагматичную позицию позитивного нейтралитета. Позитивного — в сторону так называемой «умеренной» сирийской оппозиции. Прямую военную помощь противникам сирийских властей израильтяне не оказывали. Из региона поступали сведения о разведывательной поддержке, якобы предоставляемой израильской стороной вменяемым сирийским оппозиционерам. Однако этими слухами всё и ограничилось. Единственное, что удалось зафиксировать и от чего в Тель-Авиве никогда не открещивались, так это приём ограниченных партий раненых сирийцев из числа тамошних «умеренных» в израильских военных госпиталях.
Полный хаос в Сирии израильским властям нужен менее всего. Режим Башара Асада был враждебен Израилю, но это был системный игрок на Ближнем Востоке, к тому же предсказуемый в своих действиях. Отсюда все последние годы можно было без труда уловить одну из главных стратегических установок Израиля на сирийском направлении: если падение Асада неминуемо, то его место должна занять другая системная сила, ответственная за свою политику. Как известно, таковых альтернатив в нынешней Сирии нет и в ближайшее время не предвидится. «Умеренная» сирийская оппозиция в лице «Национальной коалиции сил сирийской революции» и её боевого крыла — «Сирийской свободной армии» — находится в глубоком упадке. Помимо войск Асада и отрядов ополчения сирийских курдов, действующих на севере страны, других реальных противников боевикам-исламистам на сухопутном театре военных действий, где решается судьба САР, не существует. Поэтому Израилю не остаётся ничего иного, как содействовать балансу сил, сложившемуся между противостоящими в Сирии группировками.
Израиль уже давно не стремится к падению Башара Асада и предпочитает сохранить статус-кво, при котором ослабший режим контролирует «Малую Сирию» («Алавистан»), представляющую собой менее половины от территории бывшей САР, пишет израильская газета Haaretz.
Содействие Израилем статус-кво в Сирии не может носить форму прямого вмешательства в конфликт. Речь идёт о ряде военно-политических шагов опосредованного характера. В качестве одного из подобных элементов в сирийской стратегии Израиля можно упомянуть открытость Тель-Авива к сотрудничеству с Москвой.
Перед тем, как обратиться к теме возможного партнёрства России и Израиля в сирийском конфликте, необходимо отметить ещё одну стратегическую установку кабинета Биньямина Нетаньяху. Действующая на стороне Асада и по прямой санкции Ирана в западной Сирии, на границе с Ливаном, шиитская партия «Хизбалла» вызывает у израильского руководства нарастающую тревогу. Ливанская организация превратилась в системный фактор региона. Бойцы «Хизбаллы» уже почти 10 лет не воюют с Израилем, но набираются боевого опыта в Сирии и наращивают свою огневую мощь. Последнее беспокоит израильтян больше всего. По данным израильской разведки, «Хизбалла» уже кратно превзошла тот уровень обладания ракетным потенциалом, который был у неё на момент масштабного военного столкновения с Израилем летом 2006 года. Как утверждают израильтяне, оружие ливанским шиитам идёт интенсивным потоком из Сирии. В доведении военного потенциала «Хизбаллы» до высокого уровня особенно заинтересован Иран, что вызывает в Израиле крайнее возмущение.
До последнего времени Армия обороны Израиля без особого труда крушила канал оружейных поставок в Ливан из Сирии. Осуществлено множество негласных операций ВВС Израиля для недопущения переброски вооружения и военной техники «Хизбалле». Значительная часть таких воздушных рейдов пришлась на сирийскую провинцию Латакия у Средиземного моря, география которой представляется оптимальной для транзита партий оружия в Ливан.
Израилю пришлось ещё больше обеспокоиться за свою политику в отношении Сирии и в вопросе недопущения усиления «Хизбаллы» (а значит и Ирана!) в регионе именно в последние дни. В дни, когда Россия повысила уровень своей вовлечённости в сирийские дела, сделав это именно при помощи «трамплина» в Латакии.
У Израиля одна из лучших разведслужб в мире, поэтому ко многому, что ныне представлено в зарубежных СМИ по условной теме «русские идут в Сирию», здесь относятся как к откровенной пропаганде. Но иногда и пропаганда играет важную роль в межгосударственных делах. В особенности, когда необходимо придать вопросу общественный резонанс, вывести его на первые полосы зарубежных изданий. Напомним, что первые информационные вбросы о военном базировании России в сирийской Латакии пошли с подачи израильских СМИ. Портить отношения с Москвой в Тель-Авиве никогда не были настроены. Но очертить круг своих опасений, при этом отмобилизовав в подмогу ресурс мировых масс-медиа, израильтянам сейчас как нельзя кстати.
Премьер-министр Израиля посетит Москву, чтобы переговорить с президентом Путиным о развёртывании российских войск в Сирии, пишет израильская пресса. Тель-Авив опасается, что наличие российской техники и специалистов может ограничить израильским ВВС свободу действий и даже привести к непредвиденным военным инцидентам. Нетаньяху желает услышать из уст Путина, какую цель преследует Россия, размещая свои силы в Сирии, и как долго это будет продолжаться. Премьер собирается обсудить меры, предупреждающие возможные столкновения между израильской армией и российскими военными, которые находятся в Сирии.
Как подчёркивают издания Еврейского государства, Россия направила в Сирию не только бронетехнику, радиолокационные системы и передовые зенитно-ракетные комплексы, но и российских военных, которые расположились на базах ВВС возле города Латакия. В прессе промелькнули сводки о прибытии в Латакию зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь — С1» (SA-22 в классификации НАТО). А это может существенно ограничить действия израильских ВВС в небе над Сирией. Пилотов Армии обороны Израиля будет «напрягать» наличие на сирийской территории новейших систем борьбы с воздушными целями. Примерно так представляют тревоги своего правительства израильские авторы. Другой вопрос, поступили ли эти системы в Сирию на самом деле и окажутся ли они когда-нибудь в полном оперативном ведении войск Асада…
Помимо сугубо военных вопросов в связи с российской активностью в Латакии, как можно понять, рабочий визит Нетаньяху преследует целью выяснить и политический компонент проблемы для Израиля. А именно — действует ли Москва преимущественно в автономном режиме или в тесной координации с Тегераном?
Важно отметить, что Нетаньяху едет в Москву не только с багажом тревог, на которые израильскому премьеру хотелось бы получить ответы, что называется, из первых рук. Перед визитом израильское руководство по всем доступным каналам дало понять, что оно ожидает от Москвы не только прояснения её политики в Сирии, но и готово предложить российским партнёрам сотрудничество. В чём конкретно это может выразиться, какие формы принять — предмет дальнейших консультаций. Но уже сейчас очевидно, что в армейском командовании и разведсообществе Израиля выражают настрой на координацию действий с россиянами. В недавнем интервью агентству Reuters глава военно-политического отдела министерства обороны Израиля Амос Гилад заявил, что действия Израиля и России по сирийскому вопросу будут координироваться. «Мы не являемся врагами, и поэтому исключать тесное сотрудничество в сирийском вопросе я бы не стал», — подчеркнул израильский генерал.
С такой оценкой согласен бывший шеф израильской внешней разведки «Моссад» Дани Ятом. В телеинтервью он отметил, что российская помощь Дамаску может в определённой степени сыграть на руку Израилю. «Пока не ясно, чем завершится гражданская война в Сирии. Возможно, победит действующий режим, но также сохраняется вероятность, что победу одержат повстанцы. В таком случае радикальные группировки направят всю свою энергию и оружие против Израиля», — рассудил экс-глава «Моссада». Между тем, Ятом уверен, что, несмотря на присутствие российских военных в Сирии, Израиль сможет и далее действовать там, исходя из собственных интересов, особенно против попыток Ирана усилить своё влияние в районе израильской границы. «Нам по определению угрожают обе стороны, как иранцы, так и боевики-исламисты, поэтому, с точки зрения Израиля, борьба против них является стратегическим интересом и никоим образом не связана с тем или иным иностранным вмешательством в Сирии», — подытожил бывший главный разведчик Израиля.
Напрашиваются промежуточные выводы. Израиль тонко прочувствовал момент и выбрал оптимальное время для запуска продвинутого диалога с Россией по Сирии. Пока в Вашингтоне взяли паузу для размышления над предложениями Москвы по Сирии, израильтяне, видимо, определились с выбором. Их диалог с Ираном исключён. Остаётся вступить в доверительный контакт с Кремлём.
Вырисовывается интересная перспектива за рамками намечающейся российско-израильской координации в Сирии, которую в Тель-Авиве, пожалуй, уже взяли в разработку. Премьер Израиля и президент США встретятся в ноябре, во время визита Нетаньяху в Нью-Йорк для участия в форуме еврейских общин Северной Америки. Об этом сообщили израильские издания, со ссылкой на источники в Белом доме. Ранее поступила информация о том, что Обама намерен встретиться с Нетаньяху в более близкие сроки. Встреча может состояться уже в конце сентября — начале октября, когда израильский премьер примет участие в работе 70-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке.
Учитывая очерёдность предстоящих контактов главы израильского правительства, можно предположить медиаторскую функцию Нетаньяху между Путиным и Обамой в сирийском вопросе. В эту гипотезу встраивается и визит главы Минобороны Израиля Моше Яалона в Вашингтон по приглашению его американского коллеги Эштона Картера.
Очевидно, что в обоих случаях высшие представители политического и военного руководств Израиля будут продвигать непосредственные интересы своей страны. Например, в таком важном сейчас для Тель-Авива вопросе, как обеспечение дальнейшего военного преимущества Израиля на Ближнем Востоке. На кону значительное расширение Соединёнными Штатами военной поддержки ближневосточному союзнику после Венского соглашения по ядерной программе Ирана. Впрочем, такой перспективный шанс на содействие сближению России и США вокруг сирийской повестки Израиль вряд ли упустит. Им необходимо воспользоваться, конечно, получив от Белого дома и Кремля предварительное согласие на осуществление израильской стороной медиаторских услуг.
Как напоминают израильские СМИ, в прошлом Нетаньяху старался не наведываться в Москву, чтобы не выглядеть «сторонником Путина» в глазах Запада, рассердившегося на Россию за её политику на Украине. Теперь Нетаньяху сообщил Вашингтону о своём намерении посетить Москву и, как утверждают посвящённые источники, получил одобрение.
Ближневосточная редакция EADaily