«Ядовитый коктейль Путина», - под таким заголовком еженедельник SestDiena публикует интервью бывшего командира Национальных вооруженных сил, отставного генерала Раймондса Граубе.
«На мой взгляд, мир Запада Путина по-прежнему анализирует односторонне. Мне очень нравится сравнение оксфордского профессора Джульена Линдли-Френча, что система Запада, дипломатия Запада, мышление Запада работают как шахматная
игра. Там есть черные и белые фигурки, 64 клеточки, и стратегия и действия, включая жертвы, происходит в рамках этих правил. Однако Путин, сидя за шахматным столом, играет в покер. Ты с ним по-прежнему играешь в шахматы, думаешь в этих категориях, ты воспитан и образован, как развивались принципы демократии Запада, и пытаешься обыграть его в рамках этой игры, но он блефует, прячет фигуры — играет в покер. Эти успешные действия указывают, что еще до сих пор на Западе многие деятельность Путина анализируют в категориях западного мышления и не принимают во внимание, что у Путина есть мышление Петра Первого и что он всех правителей России, включая себя, оценивает по тому, расширил ли правитель империю. Путин не хочет быть проигравшим, и Украина, конечно, есть его эмоционально самое незаконченное дело», - говорит генерал.
«Фактор спешки определенно играет роль, - предсказывает дальнейшие действия Кремля латышский военачальник. - Я более обратил бы внимание на рейтинги популярности самого Путина. Экономическая ситуация в России достаточно сложная, макроэкономические показатели негативней, чем года три-четыре назад. Путин не может не помнить, насколько высокая популярность, около 90 процентов, у него была после аннексии Крыма. Сейчас она упала. Хотя — также общество России изменилось, скорее всего осознает, что конфликт — не использую слово «война», но военный конфликт — с Украиной, который может превратиться в войну, потребует жертв также на российской стороне. Мы еще не знаем, как российское общество на этот отреагирует».
Р.Граубе не берется прогнозировать вероятность войны: «Ситуация очень лабильна, какое-то небольшое событие может ее перетянуть как в негативную, так и в позитивную стороны. Самое важное, на мой взгляд (и, кажется, также Запад это понимает), есть то, каким образом позволить Путину выйти из этой ситуации по меньшей мере с ощущением, что он не проиграл, - в особенности в отношении российского общества. Летом Путин вроде как получил особый саммит с Байденом, что Россия оценила. На сей раз он получил видеоконференцию, что вроде как саммит, а вроде как нет — не столь яркое событие, как очная встреча. Единственной возможностью отступления Путина было бы получение гарантий нерасширения НАТО. Но мир Запада это не может позволить сказать и также не хочет».
Поэтому знаток стратегии предупреждает: «У него есть классическая психология шпиона. Стратегически он время от времени ошибается, но тактик, применяющий ситуацию, Путин выдающийся. Лабильность ситуации может быть позитивной в том смысле, что может быть он найдет какую-то возможность повернуть события так себе на пользу, что мог бы выйти с ощущением победителя, а не проигравшего».