Единственная страна, которая уже смогла реализовать проект АЭС малой мощности, — это Россия. Почему такие мини-станции востребованы, рассказал эксперт по атомной энергетике Борис Марцинкевич.
Россия, Китай, США и Франция заинтересованы в разработке "малых модульных реакторов", сообщает газета Le Monde. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) насчитывает 72 проекта мини-реакторов в стадии разработки или строительства в 18 странах.
Специалисты говорят о многочисленных преимуществах, в частности о высокой безопасности, быстром и недорогом строительстве. Однако произведенный мегаватт-час пока стоит дороже, чем у мощных атомных электростанций.
Малыми АЭС считаются все станции, что обладают мощностью менее 300 МВт, рассказал главный редактор аналитического журнала "Геоэнергетика инфо", эксперт по атомной энергетике Борис Марцинкевич в беседе с редакцией "ПолитЭксперта". Основная идея разработчиков сейчас заключается в создании блочных станций.
"То есть, допустим, строится энергоблок в 100 МВт. Если у потребителя возникает необходимость добавить, то просто поставляется следующий блок. Это должно быть дешевле, так как максимальный уровень сборки на предприятии. Монтаж в производственных помещениях, не на местности, дешевле и быстрее. То есть туда, где ждут АЭС, привозят ее практически в собранном виде, на строительной площадке требуется только фундамент под новые блоки", — объяснил собеседник ПЭ.
Проблемы для масштабной реализации проектов кроются в безопасности. Например, в России есть нормативы по физической охране, разработанные под большие АЭС. Если Ростехнадзор позволит снизить уровень требований охраны, тогда можно говорить, что проекты малых АЭС станут дешевле. Пока же для всех требуется одинаковый уровень безопасности.
"В качестве примера: на БелАЭС, с ее запланированной мощностью в 2400 МВт, охрана будет окупаться точно. У малых АЭС с мощностью 100 МВт и при тех же нормативах — это совершенно нереально", — уточнил эксперт.
Многие страны разрабатывают проекты атомных станций малых мощностей (АСММ). У большей части они пока есть просто на бумаге, так как не решен вопрос с физической безопасностью. Например, во Франции предложили сделать подземные АЭС. То есть станцию с топливом, обогащенным по содержанию урана-235 до 19%, установят на глубине 50-60 метров и зальют бетоном. На одном заряде такая АСММ сможет проработать 25-30 лет.
Больше продвинулись разработчики в Великобритании. Их проект получил лицензию в Канаде. Строительство займет около восьми лет, и тогда компания-инвестор получит референтный наземный образец АЭС с мощностью в 100 МВт.
"Но это в том случае, если удастся найти финансирование, потому что Канада как государство покупать не хочет эту АСММ — вещь практически экспериментальную. Все, что она может предложить, — это подписать договор, гарантирующий покупку электроэнергии. Поэтому главный для англичан вопрос — найдут ли они инвестора", —пояснил Борис Марцинкевич.
Единственным реализованным проектом АСММ на сегодняшний день является российская плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) "Академик Ломоносов" на Чукотке. Энергоблок с двумя реакторами КЛТ-40С, по 35 МВт электрической мощности каждый, стоит на рейде в порту города Певек. Помимо электричества станция обеспечивает жителей теплом.
"Все проблемы с безопасностью там решены "автоматически". В Певеке имеется гарнизон. Представить себе арабского диверсанта, который крадется где-то там, конечно, можно. Но только тем, у кого фантазия богатая. Если его медведь не съест, он просто даст дубу в -50", — добавил Марцинкевич.
Когда проект закладывали, то в качестве оборудования выбирали самые надежные варианты. Реакторы КЛТ-40С хоть и предыдущего поколения, но используются на ледоколах "Вайгач" и "Таймыр", напомнил эксперт:
"Понятно, что об их безопасности беспокоиться не надо. Если реактор выдерживает режим работы ледокола — удары об лед, смены мощности, то реактор, который стоит на рейде, — для него это, наверное, санаторий".
Сейчас в Опытно-конструкторском бюро машиностроения (ОКБМ) им. И. И. Африкантова разработан реактор нового поколения. Меньший по габаритам реактор "Ритм-200" обладает электрической мощностью в 50 МВт. Перезагрузка ядерного топлива для него необходима раз в 12 лет, тогда как для КЛТ-40С — раз в 3 года. Были учтены недочеты, увеличен срок службы реакторной установки с 40 до 60 лет. Следующие малые АЭС будут оборудованы уже реакторами "Ритм-200".
Конструкторы Росатома разработали уже два проекта ОПЭБ (оптимизированных плавучих энергоблоков) — арктический и тропический. Первый обеспечивает выработку не только электрической, но и тепловой энергии, а второй способен обеспечить опреснение воды. Как только они появятся в серийном исполнении, спрос на них будет большой, поскольку мест, где не хватает электроэнергии, достаточно.
Например, островные государства. На Кипре электроэнергия вырабатывается до сих пор с помощью мазута. Для островных стран строить стационарные станции не вариант, так как придется "отобрать у себя площадь". Протягивать газовую трубу и строить компрессорные системы дорого. Вариант плавучих АЭС выглядит очень привлекательно.
"Просто заплатите, и станция пристыкуется. Удобно. Вопрос долгих переговоров, опять же безопасность АЭС. Оптимально приглашать специалистов из ведомства Сергея Шойгу (Минобороны РФ. — Прим. ред.), дабы они какой-нибудь кораблик рядышком поставили. Но все ли государства на это пойдут?" — пояснил Борис Марцинкевич.
Для некоторых стран вопрос скатится в экономическую сферу. Например, для Индонезии с тысячью островами в составе. Государство хоть и потенциальный заказчик огромного количества плавучих АЭС, но сможет ли оно столько себе позволить. Сейчас в стране активно используется уголь.
Пока зарубежные контракты под вопросом, ориентироваться стоит на внутренние проекты. У России много мест, где можно задуматься о создании малых АЭС. Например, можно устанавливать их на различных месторождениях, выработать которые РФ вполне по силам за 25 лет.
"Построить электростанцию, отработать месторождение и забыть про построенную стационарную электростанцию — дорого. Если работает плавучая электростанция, то она после завершения разработки месторождения будет перемещена на какой-то следующий проект. То есть спрос здесь имеется. В России таких мест много, за этим не заржавеет", — подчеркнул собеседник ПЭ.
На Дне Арктики, который прошел в Санкт-Петербурге в конце июля 2021 года, гендиректор "Росатома" озвучил, что проект Баимского горно-обогатительного комбината (ГОК) обеспечат электроэнергией с помощью флотилии плавучих АЭС уже на реакторах "Ритм-200". Хотя это дороже, чем плавучие станции на сжиженном природном газе, зато технологии полностью локализованы в России, отметил аналитик:
"Туда нужно будет ставить четыре ОПЭБ и строить пятый про запас, чтобы на момент смены топлива не прекращалась генерация. В таком случае это будет серия. "Академик Ломоносов" — головной проект, поэтому и дороже. Когда плавучие АЭС поставят на поток, можно будет уже оценивать, во сколько это будет выливаться".
Росатом подписал договор с правительством Республики Саха (Якутия). Уже получено одобрение госэкспертизы на строительство наземной АСММ на тех же "Ритм-200" в Устьянском районе. Сейчас геологи определяют место для новой станции. В районе есть месторождение золота и урана, так что АСММ крайне необходима. Планируется, что станция появится там до 2028 года.
"Изначально собираются поставить один реактор на 50 МВт. В том случае, если темпы разработки месторождения будут увеличиваться, установят второй и третий блоки. И это опять то место, где про группу террористов думать не приходится — они вымерзают сами по себе. Это Россия, у нас таких мест хватает", — заявил Марцинкевич.
Перспективными местами могут стать месторождения на Чукотке. Например, золотодобывающая компания "Селигдар" уже заинтересовалась комплексным месторождением золота и олова — Пыркакайскими штокверками. Проект собираются представить к 2025 году. Так что не исключено, что малые АЭС потребуются и на это месторождение.
У России еще много вариантов, где можно активно использовать АСММ. Север страны изобилует неразработанными залежами ценных полезных ископаемых. Так что перспективы у малых АЭС в России большие, заключил эксперт.
Ранее премьер Литвы Ингрида Шимоните заявила о необходимости свернуть план строительства Балтийской АЭС под Калининградом. Станцию собираются сооружать с привлечением европейских инвестиций, а это идет вразрез с курсом ЕС.