Российские учёные одобрили комбинацию вакцин “Спутник” — AstraZeneca.
В России решили испытать сочетание двух вакцин, сделанных по разные стороны баррикад: “Спутник V” отвергают в Европе, зато одобренная там AstraZeneca недавно оскандалилась тромбозами.
На сайте Государственного реестра лекарственных средств появилась информация о том, что в России собираются исследовать комбинацию двух вакцин от коронавируса: “Спутника лайт” и препарата от британской компании AstraZeneca. Сообщается, что цель предстоящих клинических испытаний — “изучение безопасности и иммуногенности комбинации препаратов AZD1222 и rAd26-S, вводимых по схеме “гетерологичный прайм-буст” для профилактики новой коронавирусной инфекции CoViD-19 у взрослых”. Сейчас будем расшифровывать.
AZD1222 — это AstraZeneca. rAd26-S — это “Спутник”. “Прайм-буст” — это значит, что вакцинация идёт в два этапа: первая доза — это “прайм”, а вторая — “буст”. Boost переводится как “усиливать”, то есть она максимально усиливает иммунитет. Гетерологичный — это значит “основанный на разных вирусных структурах”. К примеру, “Спутник V” сам по себе гетерологичный: у него в первой дозе ген ковидного “шипа” (спайк-белка) находится внутри оболочки человеческого аденовируса 26-го типа, а во второй дозе используется аденовирус другого, 5-го типа. А вот “оксфордская” вакцина AstraZeneca — гомологичная: у неё везде этот ген “шипа” лежит в обёртке одного и того же аденовируса шимпанзе.
Комбинация этих двух препаратов предполагает, что человеку вводят первую дозу “Спутника”, а второй дозой идёт британская вакцина. Это сочетание планируют опробовать в пяти клиниках, в том числе в НИИ гриппа имени А.А. Смородинцева и Санкт-Петербургском медуниверситете имени академика И.П. Павлова. Как пишет ТАСС со ссылкой на данные госреестра, в исследовании примут участие 150 пациентов.
Заместитель директора Санкт-Петербургского НИИ вакцин и сывороток профессор Игорь Красильников считает, что объединение двух разных вакцин вполне может оказаться очень удачным решением.
Он также предположил, что россиянам комбинация “Спутника” и AstraZeneca может принести пользу не только в смысле иммунитета.
Остаётся, пожалуй, один вопрос: у вакцины от AstraZeneca не совсем однозначная репутация. Учёные из университета Гёте во Франкфурте недавно пришли к выводу, что аденовирус шимпанзе в некоторых случаях может оказаться не лучшей упаковкой для “шипа”: иногда он доставляет S-белок не туда, куда надо — а именно не в жидкость внутри клетки, где требуется запустить защитные реакции, — а прямо в клеточное ядро, то есть куда вообще не надо. А там, по данным немецких исследователей, спайк расщепляется, начинает видоизменяться и получаются “шипы”-мутанты, которые вместо того, чтобы вызывать иммунный ответ, сгущают кровь, склеивают тромбоциты и вызывают тромбозы. Именно так учёные объясняют недавние многочисленные сообщения о побочных эффектах вакцины от AstraZeneca. Впрочем, у их норвежских коллег, например, немного другая версия: они считают, что “оксфордская” прививка вызывает выработку не тех антител, то есть они не борются с патогеном, а провоцируют тромбоз.
В любом случае весной 2021 года с “Астразенекой” был целый скандал: более чем в десятке европейских стран прекратили давать людям эту вакцину. В апреле сообщали о 168 привитых британцах с тромбами, 32 из них умерли. Довольно широко обсуждали случай с 39-летней британской моделью Стефани Дюбуа: 6 мая ей дали первую дозу, в тот же день она почувствовала себя плохо, 14-го госпитализирована, 19-го впала в кому, 22-го умерла от кровоизлияния в мозг.
Меж тем большинство отказавшихся от вакцины AstraZeneca европейских стран ещё в марте возобновили её использование. Случаи тромбозов признали редкими. Профессор Игорь Красильников подчеркнул, что британский препарат не единственный в мире с побочными эффектами.
Эту мысль продолжил и молекулярный биолог, заведующий лабораторией биотехнологии и вирусологии факультета естественных наук Новосибирского государственного университета Сергей Нетёсов.
Он добавил, что тромбообразование отмечено и после введения другой зарубежной вакцины — от компании Johnson & Johnson. Но, по мнению учёного, этих случаев не настолько много, чтобы считать эти вакцины опасными.
А самое главное, профессор Нетёсов считает, что отечественная вакцина может свести к минимуму возможные проблемы с британской, так что эта комбинация могла бы очень пригодиться не только россиянам, которым надо в Европу, но и европейцам, которым не дают “Спутник”.
С другой стороны, британский препарат тоже может усилить действие российского, отмечает молекулярный биолог. По мнению Сергея Нетёсова, эффект второй дозы “Спутника” не так велик, как хотелось бы.
Адель Романенкова