Руководство гипермолла «Горбушкин двор» объявило о том, что в развитие торгового комплекса в ближайшие 5 лет будет вложено полтора миллиарда рублей. Как это согласуется с планами Правительства Москва по застройке территории и слухами о скорой постройке на месте Горбушки жилого комплекса, мы обсудили с управляющим директором «Горбушкиного двора» Александром Волковым.
- Подобные инвестиции означают, что как минимум в течение 5 лет «Горбушкин двор» не прекратит свою работу. Так ли это? Строительство ЖК было решено отложить? С чем связаны переносы сроков строительства?
- Никакого переноса сроков не было, как не было и планов по скорому сносу «Горбушкиного двора». Горбушка – легендарное место, вокруг которого всегда ходили и будут ходить множество слухов. Один из них появился, когда было изменено назначение земли под торговым комплексом. Этот факт был воспринят чуть ли не как факт немедленной постройки ЖК на этом месте. На самом же деле изменение назначения территории всего лишь дало теоретическую возможность построить здесь жилье. Никаких проектов еще нет, отсутствует какая-либо конкретика по поводу того, что именно здесь может появиться. По нашему опыту, только подготовительные работы по разработке и согласованию всей необходимой документации могут занять не менее 3-5 лет. Соответственно, жилой комплекс здесь появится не раньше, чем через 5-7 лет.
Еще один момент, который стоит учитывать – пандемия оказала сильное влияние на подходы к строительству жилья. В ситуации, когда люди фактически оказались заперты в своих квартирах, стало крайне важным наличие развитой инфраструктуры, сочетающей в себе жилые, офисные и торговые площади. Нельзя исключать, что в будущем на месте «Горбушкиного двора» появится многофункциональный комплекс, в котором можно будет и жить, и работать, и совершать покупки. В таком случае гипермолл, вероятно, сохранится в том или ином формате на старом месте.
– Во время пандемии спрос на коммерческую недвижимость упал, а на жилую – наоборот вырос. Может ли этот тренд как-то ускорить процесс подготовки проекта?
- Ажиотажный спрос на жилье наблюдался в 2020 году, но надо понимать, он подогревался льготными ставками ипотеки с одной стороны и желанием людей вложить свои средства в недвижимость на фоне нестабильной экономической ситуации с другой. Однако все чаще высказываются мнения о том, что программа субсидирования ипотечных кредитов будет приостановлена, что неминуемо приведет и к падению спроса уже ближе к концу 2021 – 2022 году. Делать какие-то более длительные прогнозы сейчас невозможно. В то же время покупатели начинают возвращаться в торговые центры, а офисные сотрудники выходят с удаленки. Соответственно, спрос на аренду как офисных, так и торговых площадей постепенно восстанавливается. Так что вопрос того, какая недвижимость будет чувствовать себя лучше через 5 лет, остается открытым
- Принято считать, что наши тренды в сфере недвижимости нередко повторяют то, что происходит в США и Европе. Что происходит с коммерческой и торговой недвижимостью на западе сейчас?
- Да, действительно, тренды российской недвижимости идут вслед за европейскими. Примером здесь может стать возросшая популярность складской недвижимости, связанная с развитием маркетплейсов. В России, как и в Европе, складская недвижимость оказалась самым стабильным сегментом коммерческой недвижимости, практически не пострадавшим в результате пандемии. Если посмотреть глобальные показатели, то, несмотря на все ограничения, мировые инвестиции в коммерческую недвижимость выросли в IV квартале 2020 года по сравнению с предыдущим кварталом более чем на 80%.
- Какие вы сейчас наблюдаете тренды в торговой недвижимости в России? Высока ли доля вакантных площадей? Сильно ли она выросла за время пандемии?
- Доля вакантных площадей по итогам первого квартала 2021 года составляет порядка 8-10% в зависимости от объекта. При этом мы фиксируем постепенный рост интереса со стороны новых потенциальных арендаторов. В первую очередь это региональные компании, которые хотят выйти на московский рынок. Ситуация с торговой недвижимостью будет постепенно возвращаться в норму во второй половине этого и первой половине следующего года по мере того, как будет расти потребительская уверенность.