Огромные глаза, пронзительный взгляд, осанка, высокий лоб, рост - все это выделяло его. Трагический, особенный, пронзительно одинокий даже среди большого скопления людей. Главное же его оружие было не внешнее, а глубоко внутреннее, молчаливое. В нем была сила мужского благородства.
Это сочетание и врожденной офицерской выправки и внутренней чистоты, и силы духа. Взглянув на него, невозможно было оторваться. Владислав получил замечательную профессию, которая подарила ему всесоюзную славу, признание, возможность самореализации.
Но вместе с этим, ему достался и актерский комплекс. Боязнь не успеть, не использовать свои силы в полной мере. Спешить, спешить, с риском для жизни. Словно бы вместе с талантом отца, он унаследовал сложную и трагическую судьбу.
Владислав Дворжецкий.
Владислав Вацловович Дворжецкий родился 26 апреля 1939 года в Омске в семье балерины, выпускницы Вагановского училища Таисии Рэй и актера Вацлава Дворжецкого. Род отца происходил от польских дворян. Аристократическая кровь в сочетании с железной дисциплиной, в которой воспитывала его мать, дали свои плоды.
Осенью 1941 года его отца арестовали за контрреволюционную пропаганду. Правда, Влад был уверен в том, что его папа ушел на фронт.
На всю жизнь останутся с ним эти минуты из детства: он, маленький, бродит в пасмурном омском дворе. Другие дети с ним не играют. Плохая погода - в войну погода почему-то всегда была плохой. И всегда страшно хотелось есть. Есть хотелось так, что однажды мальчик съел мыло.
— Эй, пацан! – окликают его ребята постарше. – Ты знаешь, где твой отец?
— Мама сказала, что папа на фронте, бьет врагов! — ответил Владик уверенно и гордо.
— Немецкий шпион твой папа! Он не на фронте фашистов бьет, а в тюрьме сидит!
Наверное, тогда он впервые почувствовал бесконечно одиноким и чужим всему миру. Из этого чужого всем мальчика вырос одинокий, неприкаянный взрослый.
Мальчик воспитывался мамой и бабушкой. Обе работали в театре.
Владислав Дворжецкий в детстве.
Мать Влада преподавала в студии при омском театре классический танец. Семья жила очень трудно, временами просто бедствовала. Маленького Владика приходилось часто запирать одного в комнате актерского общежития.
К моменту возвращения отца Владику исполнилось семь лет и он был похож на маленького загнанного волчонка, болезненного и затравленного. Семьи у Вацлава Дворжецкого и Таисии Рэй уже, по сути, не было. В лагере Вацлав стал встречаться с вольнонаемной женщиной и у него родилась дочь Татьяна. Узнавшая об этом Таисия Владимировна не собиралась прощать измену. Они развелись.
Отец Влада, женившись на режиссере Риве Левите, вскоре уехал работать в Саратовский драматический театр. Владик, несмотря на ревность мамы, поехал с отцом. Кстати, он с Ривой Яковлевной дружил и называл ее не иначе как "родная мачеха", а вот с отцом особенной близости так и не возникло. В Саратове он окончил школу и подал документы в медицинский институт.
Влад дружил с девочкой Наташей, дочкой известного врача, профессора. Дворжецкий потом рассказывал: "Я узнал, что в приемной комиссии сидит Наташин отец. А я не настолько подготовлен, чтобы произвести впечатление. Наташка сгорит от стыда, если я провалюсь. Поэтому я решил уехать".
Он вернулся в Омск и поступил в медицинское училище, где увлекся художественной самодеятельностью. Владик мечтал о профессии врача и на Тихоокеанском флоте, куда его призвали служить, работал фельдшером.
Владислав Дворжецкий во время службы на Сахалине.
Незадолго до окончания службы он женился на симпатичной девушке Альбине и принял решение остаться на Сахалине. В 1962 году на свет появился первенец Владислава Дворжецкого Александр.
Правда, семья будущего актера просуществовала очень недолго. Владислав уехал в Омск с твердым намерением поступить в медицинский институт.
Владислав и Альбина с сыном.
Но здесь его ждала неудача: прием документов был уже окончен. Зато мама предложила ему не терять год. Она напомнила Владу о его увлечении самодеятельностью и посоветовала поступить в театральную студию, открывшуюся при Омском ТЮЗе, где сама она преподавала хореографию. Это и решило, в результате, судьбу Владислава Дворжецкого.
Он был старше и опытнее других студентов, учился с неослабевающим интересом и перестал мечтать о медицине. Но работа в Омском областном драмтеатре, куда пришел Владислав Дворжецкий после окончания студии, удовлетворения ему не приносила. На крупные роли в спектакли его не вводили, по большей части Владислав Дворжецкий выходил на сцену в массовке или во второстепенных ролях.
К этому моменту актер уже успел жениться на своей коллеге Светлане Пиляевой и во второй раз стать отцом. В 1968 году появилась на свет дочь актера Лидия. А сам он, устав от бесконечных поисков своего места в профессии, всерьез задумался об очередной смене работы, намереваясь отправиться в геологоразведочную экспедицию вместе с друзьями.
Владислав Дворжецкий. "Капитан Немо".
Именно тогда в театре появилась ассистент режиссера со студии "Мосфильм". Наталья Коренева искала новые лица, и фотография Владислава Дворжецкого привлекла ее внимание. Вскоре из Москвы в Омск пришел вызов на пробы в фильм "Бег". Режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов пробовали его на разные роли, а сам актер даже не смел мечтать о том, что ему могут предложить сыграть главного героя. Но после многочисленных проб его утвердили на роль Хлудова.
Дворжецкий приезжал на киностудию пробоваться на роли Голубкова и контрразвездчика Тихого, а потом вернулся в Омск и почти месяц ждал ответа. Съемки были начаты без Хлудова. Все это время режиссеры решали, что делать с актером, который слабо прошел пробы, но обладал нестандартной готической внешностью и подходил под описание генерала Хлудова, которого уже начал играть Глеб Стриженов. Дворжецкого вызвали еще раз и дали ему сыграть сложную сцену мистического сна Хлудова. Успешно выполнив задание, Дворжецкий получил главную роль, а для Стриженова стала большим ударом замена на провинциального дебютанта.
Владимир Наумов вспоминал: "Владик умел молчать на экране. А это очень трудно! Говорить натурально научились все. Великий русский артист Мочалов мог молчать на сцене несколько минут, и зритель не мог от него оторваться. И вот таким магическим свойством обладал Владик Дворжецкий. Он мог долго молчать и не видеть вокруг ни кого. Мир в это время для него не существовал. Он абсолютно кинематографичный актер, его нужно смотреть близко, в упор, лицо в лицо".
Очень помогла в работе над ролью Дворжецкому вдова М.А. Булгакова - Елена Сергеевна. Она разрешила Дворжецкому пользоваться своим архивом и одновременно рассказывала о том, как создавалась пьеса, о булгаковском понимании образа Хлудова. В архиве Владислав обнаружил бесценные заметки самого писателя о пьесе, о том времени, о персонаже, которого предстояло сыграть. И эта помощь Елены Сергеевны продолжалась весь период съемок.
Фильм снимался ровно год - от апреля 1970 до апреля 1971. И все это время он не играл в родном театре. А когда вновь вышел на сцену, то почувствовал, что кино качественно его изменило. В игре Дворжецкого появилось больше правды, точнее стали смотреть глаза - "зеркало души".
Было много доброго внимания к младшему малоопытному коллеге, особенно со стороны Алексея Баталова, к которому Владислав относился с неиссякаемой нежностью. Очень помогали в работе Михаил Александрович Ульянов (земляк, ведь!) и Евгений Александрович Евстигнеев.
Но главная, неоценимая помощь, конечно, исходила от Алова и Наумова. Дворжецкий боялся, что будет очень "провинциален" и это будет раздражать режиссеров, но ничего подобного не произошло. Напротив, режиссеры отнеслись к нему удивительно бережно, подолгу и внимательно вглядываясь в него, вслушиваясь в то, что он говорил. Актер был уверен, что по-своему решал ту или иную сцену, а между тем, все делал так, как нужно было режисерам.
Это была маленькая, но победа. Случайная, как и многое в его жизни.
Мистика всегда его интересовала, мало того, она его преследовала. Часть съемок "Бега" проходила в Севастополе. Дворжецкий был в Москве, приехал на Курский вокзал с билетом в Севастополь очень рано и решил погулять вокруг, ожидая отправления поезда. Москву он знал плохо, заблудился и опоздал на поезд. Приехал в Севастополь через сутки. На студии к нему бросилась ассистентка режиссера, которая не знала в лицо молодого актера, с криком: "У нас погиб актер Дворжецкий!" Оказывается, поезд, на котором должен был приехать Владислав, потерпел крушение. С этих пор он поверил в своего ангела-хранителя...
Владислав Дворжецкий в роли капитана Бертона. "Солярис".
За "Бегом" последовали съемки в фильме "Возвращение Святого Луки", и снова в главной роли. Затем были съемки в "Солярисе" у Тарковского. Владислав Дворжецкий стал знаменит, а предложения от режиссеров сыпались одно за другим.
Владислав Дворжецкий."Бег"
Одна съемка накладывалась на другую: актер буквально жил в самолетах и поездах. Однажды снова попытался сойти с этой колеи неприкаянной жизни - женился на манекенщице Ирине.
Но у него опять ничего не вышло, эта семья распалась через полтора года, а сын Дима остался с матерью.
Владислав Дворжецкий.
В столице скитался по друзьям, чужим углам и старался помогать всем своим детям. На Сахалин и в Омск посылал посылки, для Димы, у которого были проблемы со зрением, искал врачей. После восьмилетний старший сын прилетел к отцу в Москву, чтобы обследовать сердце, да так и остался жить с Владиславом Дворжецким, перебираясь вместе с ним с квартиры на квартиру. Своего жилья в столице у актера по-прежнему не было.
В 1976 году Владислав Дворжецкий в гостях познакомился с Натальей Литвиненко. Молодая женщина работала в исполкоме и пыталась разобраться со своей личной жизнью. Ее брак с врачом Иосифом уже давно дал трещину.
Их взаимная симпатия возникла не сразу, но актер подкупил Наталью своей честностью.
Владислав и Наталья в ЗАГСе на свадьбе у друзей.
Когда они познакомились, Владислав жил на даче в Переделкино у вдовы Ярослава Смелякова, ютился в маленькой комнатке. Владу пришлось устроить сына Сашу в школу-интернат и мотаться по съемкам вместе с собакой. К огромной сторожевой, которую звали Гитана Дворжецкая, он относился как к еще одному своему ребенку.
Он практически сразу рассказал, что у него есть трое детей от трех разных женщин, после покупал туфельки для дочери, знакомил со старшим сыном, беспокоился о младшем.
Но сближение их было медленным, словно каждый из них боялся очередной неудачи. Наталье было тридцать лет, Владиславу тридцать семь. Влюбившись в Дворжецкого, Наташа подала на развод.
В день развода Влад, не зная об этом, пригласил Наташу на спектакль "Чудо святого Антония" в Театр киноактера. Спектакль был очень популярен, все шли посмотреть на Дворжецкого в главной роли.
Наталья пришла на спектакль прямо из ЗАГСа, но не стала говорить ему о свершившемся разводе, чтобы не подумал, что она его подталкивает его к следующему шагу...
Владислав Дворжецкий.
В начале отношений Наташу пугало, что Владислав в один прекрасный момент обратится к ней, работавшей в исполкоме, с просьбой: помоги с квартирой.
Ее замучили знакомые: кто-то просил помочь телефон поставить, кому-то надо в очередь на кооператив встать... Она знала, что Владиславу отказать в просьбе не смогла бы, но их отношения раз и навсегда были бы испорчены. Она жила в постоянном напряжении: "Неужели все-таки попросит?" Но к его чести, Дворжецкий даже не намекнул ни разу...
Владислав Дворжецкий.
Наташе удалось найти общий язык с сыном Владислава - Сашей, который был уже подростком. Они с Владом часто ездили в пионерский лагерь проведать мальчика, брали его на дачу Наташи.
Владислав был человеком ироничным. Никогда не говорил комплиментов Наташе, а если и говорил, то только в шутливой форме.
И постоянно ее подкалывал. В тот момент вышел фильм "Сибирячка", где играла Валерия Заклунная, с которой он прежде снимался. И шутя говорил Наталье: "А ты на нее похожа, только... не такая стервозная".
Они стали жить вместе. Из каждой поездки он привозил подарки -то корзину черешни, то красивую обновку. И скучал в разлуке: "Натуля, что за жизнь у меня такая? Все, кто мне дорог, не со мной. Мать там, Сашка и Гита там, ты хоть и рядом, но тоже там, а я здесь..."
То что у любимого были проблемы с сердцем, Наташа узнала случайно. Как-то Владислав позвонил со съемок: "Что со мной происходит... не пойму". А потом вернулся ненадолго в Москву, чтобы отыграть спектакль "Чудо святого Антония".
При встрече Наташа заметила, что Влад необычно бледный, но при этом галантно помогает какой-то женщине донести вещи до метро.
Владислав Дворжецкий в больнице.
Однажды на съемках в Ялте Дворжецкому станет совсем плохо, и в больнице он узнает, что за последний месяц перенес на ногах два инфаркта. 29 декабря 1976 года Дворжецкого госпитализировали. Во время осмотра врач задала ему странный вопрос: "Когда у вас был первый инфаркт?" Владислав очень удивился. Оказывается, теперь уже второй, а он думал, что боли в груди, это проблемы с легкими...
Наташа бросится к нему. По очереди с его мамой, Таисией Владимировной они будут дежурить у его кровати. Дворжецкий будет хохмить, куражиться и шутить с медсестричками.
Доктора сказали, что дальше так жить нельзя. Нельзя столько работать, столько летать, не спать ночами... Врачам удалось вернуть актера к жизни, и в апреле 1977 года он снова приступил к работе.
Как известно, после инфаркта можно жить много лет, если соблюдать соответствующий режим. Не курить. Но разве можно было заставить Владислава не курить? Ни в коем случае не пренебрегать болями в сердце. А он пренебрегал. Потому что до последнего дня работал. Съемки.
Кроме уже упомянутых фильмов Дворжецкий снялся в картинах "Возврата нет", "Зарубки на память", "Нам некогда ждать", "Однокашники", "За облаками - небо", "До последней минуты", "Открытая книга". У своих "крестных" - Алова и Наумова - в "Тиле Уленшпигеле", где сыграл короля Филиппа Второго, а на Одесской киностудии снялся в роли капитана Немо в одноименном фильме В. Левина.
Дворжецкий мечтал сыграть в комедии - эксцентричной, музыкальной. Он мечтал сыграть в фильмах Э. Рязанова и Р. Быкова. "Я смотрю работы этих режиссеров, - говорил Дворжецкий, - светлые, искрометные, наполненные добротой, теплом, - поражаюсь их умению проникать в природу актерства, в его, если можно так выразиться, нервный центр. Удивительные, неповторимые художники! И хочу у них сняться и ... боюсь".
На даче у Натальи Литвиненко. Стоит дочь Владислава - Лида. Наташа - вторая справа.
Владислав очень трогательно относился к собаке Натальи, и Карри (породы колли) платила ему ответной любовью. Влетала как вихрь к Дворжецкому на переднее сиденье машины, тащила поводок, как только он звонил в дверь. Кстати, Карри стала звездой экрана, снявшись с Владиславом в его последнем фильме "Однокашники".
Как-то Владислав и Наташа пошли в гости к одной паре, у которой тоже был не первый в их жизни брак. Они были такие счастливые, что их буквально "заразили". Они вышли из гостей и Дворжецкий сказал: "Ну мы-то когда с тобой пойдем? Давай в понедельник?" Наташа засмеялась: "Ты специально выбрал день, когда в загсе выходной?"
Однажды он сказал грустную фразу: "Что я могу дать Наташе, кроме раннего вдовства, долгов и детей?"
В этом браке, пусть и незарегистрированном, у него впервые появилась квартира, его возвращения там всегда ждали, накрывали стол, пекли пироги. В этой трехкомнатной кооперативной квартире поселились Владислав, его мама, Наташа и сын Саша. Он мечтал забрать дочь Лиду к себе. А пока отдавал долги за жилье и по-прежнему много работал.
Весной 1978 года Дворжецкий проводил серию творческих вечеров "Встречи со зрителями" в ряде белорусских городов. 25 мая вечером он с приятелем мчался на машине в Гомель, где назавтра у него должна была состояться очередная встреча. Автомобиль несся на приличной скорости, и километров за 30 от города водитель не заметил стоявший на обочине неосвещенный трейлер. Удар был настолько сильным, что крышу автомобиля срезало, как бритвой. Находившиеся в салоне водитель и пассажир Дворжецкий не получили ни царапины и испытали страшное потрясение. Жить Владиславу оставалось всего три дня.
Утром 28 мая Дворжецкий сделал попытку позвонить домой в Москву, чтобы сообщить Наташе, что у него все нормально. Но телефону никто не подошел. Домой Наташа вернулась только в половине девятого вечера. И стала ждать звонка из Гомеля. Но телефон как-то странно потренькивал, как будто кто-то хочет, но не может пробиться по межгороду. Наталья даже сказала другу мужа Андрею, который заехал к ней в этот час: "Это Владик пробивается. Точно он". Но звонка так и не последовало.
До позднего вечера Дворжецкий действительно пытался пробиться в Москву, а когда понял, что это бесполезно, бросил трубку. Нещадно болело сердце. Таблетка, положенная под язык не помогала, тогда он взялся за сигареты, хотя врачи категорически запретили ему курить.
В 21:45 28 мая 1978 года во время гастролей в Гомеле сердце Владислава Дворжецкого перестало биться. Ему было 39 лет.
Актеры, жившие с ним в гомельской гостинице, потом рассказывали, что его нашли в номере лежащим в кровати с книжкой в руках. Дверь была не заперта, всюду цветы, в пепельнице - гора окурков...
Наталья Литвиненко.
Вся его жизнь похожа на бесконечные поиски любви. И он нашел ее, но судьба отмерила актеру всего два счастливых года.
Наталья Литвиненко прожила с Дворжецким так мало... И продолжает жить памятью о нем долгие годы.
Владислав Дворжецкий и Олег Даль. "Земля Санникова".
У Владислава осталось трое детей. Когда Дворжецкого не стало, Александру было 14 лет, Лиде 10, а Дмитрию 4 года.
Вацлав Янович Дворжецкий с сыном Евгением и внучкой Лидой.
Александр Дворжецкий, от первого брака актера, стал бизнесменом.
Трагически сложилась судьба Лидочки Дворжецкой. Едва окончив школу она вышла замуж, родила пятерых детей (Алексея, Егора, Антона, Захара и Максима). Женщина вела мягко говоря, неправильный образ жизни. Однажды, будучи в сильном алкогольном опьянении, уснула на морозе в снегу.
Обмороженные ноги врачи ампутировали из-за опасности гангрены. После чего прожила Лидочка совсем недолго. Она умерла в 1998 году. Ей было тридцать лет. Детей воспитала ее мать.
Сын Дмитрий, родившийся в браке с манекенщицей Ириной в 1974 году, проживает в Москве и работает в авиации.
По странному стечению обстоятельств младший брат Владслава по отцу (от третьего брака Вацлава Дворжецкого с Ривой Левите) Евгений Дворжецкий тоже погибнет в возрасте 39 лет в результате страшной аварии в собственном автомобиле...
Владислав Дворжецкий .
Как-то на вопрос журналиста о профессии Владислав ответил: "Актер это не профессия, а диагноз". Вот с этим диагнозом он и ушел от нас.
У меня не будет уже иного Хлудова, капитана Немо, Ильина... Мне кажется это можно сыграть иначе, но лучше - просто нереально. Да и прилагательное "советский" с этим актером, на мой взгляд, сочетается странно... Он скорее, вневременной... Над эпохами, политическими и социальными устоями...
"Земля Санникова", кадр из фильма.