Именно это отвлечённое введение совершенно необходимо перед рассказом о «кейсе Слепакова» – прочном предмете, которого переезжает поезд. Ну, или каток. Что-то, в общем, тяжёлое, прямолинейное и неумолимое. Наша гоупро-камера стоит прямо на рельсах, так сказать, и снимает весь репортаж онлайн во всех подробностях.
Кто не знает Семёна Слепакова? Нет в России такого человека, который бы не знал создателя «Нашей Раши», «Домашнего ареста», автора многочисленных безумно популярных песен — просто нельзя не упомянуть после ушедшего 2020-го песню «Тяжёлый год» («попал, стервец, в самый венец»…)! И вряд ли кто-то может утверждать, что Слепаков — сервильный, осторожненький конформист. Вот прям огромной неправдой отдавало бы такое утверждение после всех его кино и песен, после «депутатов, которым отдохнуть пора бы, а то всё о России думают», после вороватого мэра Аркаши из «Ареста», после «Песни про нефть» и «Обращения к акционерам Газпрома»! Если называть вещи своими именами, то в деле жёсткой критики определённых российских реалий Слепаков сделал раз эдак в сто больше, чем Навальный — смешнее, метче и громче. И казалось бы…
А что, собственно, вам показалось? Что человек с такой репутацией и заслугами перед обществом (и в хорошем смысле, и в плохом — перед той «прогрессивной общественностью», которая исключительно саму себя считает всем российским обществом) – «предмет» достаточно твёрдый, что его не переедет каток «друзей»? Ну что ж, прямое включение с нашей камеры: «С глубокой скорбью узнал, что сегодня навечно был потерян Слепаков», «Я думал, умер Лановой. А умер только Слепаков…», бесчисленные на все лады «Гори в аду!!!», «Слепаков бесконечно трусливое [создание] и приспособленец», «Разочарование дня: Семен Слепаков», «Променял народную любовь на кремлебабки». И, наконец, элитное, с самого верха – Иван Жданов: «Проституция в чистом виде», и Леонид Волков: «Кремлёвский темник в стихах пахнет всё тем же <…>». Короче, смелый, честный, ироничный деятель искусств моментально превратился в «[нечистоплотного] клоуна» и «ушастого еврея».
Так… Ну и за что же?
А за нонконформизм свой. За иронию. За честность и умение видеть неприглядные стороны жизни! Что, не ожидали?
Просто на этот раз сатирик Слепаков обратил свой взор не на «акционеров Газпрома», а на борцов с ними. И опубликовал по итогам акций 23 января у себя в инстаграме стихотворение — довольно длинное, но смысл, в целом, такой:
Так со злом сражалось
Милое добро,
Позабыв про жалость,
Очерствив нутро.
Храбро, беззаветно,
И во вкус вошло
Так, что незаметно
Стало злей, чем зло.
И перечисление всех мерзостей, которые, войдя во вкус, борцы за свободу Навального, совершили в тот день — избитые прохожие, повреждённые машины, общая истеричная непримиримость.
Итог вы видели. Предсказуемый итог, чего уж там. Или для кого-то нет?
Тогда ещё раз, с разжёвыванием морали до усвоения любыми мозгами: те, кто обещают вам «Прекрасную Россию будущего», тянут в общество, где НИКАКОЕ инакомыслие непредставимо. Где оно жестоко карается немедленным судом Линча, скорой реакций толпы – без диалога, дискуссии, права на оправдания и выслушивание. Где просто НЕМЫСЛИМО, что человек может искренне высказывать своё мнение, даже если оно не совпадает с вашим – и нет, не быть при этом «путинским прихвостнем» и «продаваться за кремлёвские бабки».
Именно «кейс Слепакова» тут предельно показателен! Вот 15 лет он изо всех сил троллил российскую власть своими фильмами, шутками и песнями. Его кто-то избил в подъезде, пришил уголовное дело, сжёг машину, облил лицо зелёнкой или отравил «Новичком» – например, за «Песню о Солсберецком шпиле»? Нет. Но стоило ему просто сказать, что тем, кто считает себя «добром» надо хотя бы ЗАДУМЫВАТЬСЯ о собственных методах – как ему устроили такой «деплафторминг», что Джоан Роулинг обзавидуется!
А что, Сёма, ты сам не догадывался, что так и будет? Если бы был так наивен – не было бы в стихотворении таких строчек:
Крыли всех [бранью],
Кто добра был чужд,
Мол, сгноим вас в яме
Ради добрых нужд!
Будет вам наука,
Мы не Лев Толстой!
На дороге, [сволочь],
У добра не стой!
«На дороге у добра не стой» – знал Слепаков, на пути чего он посмел встать. Но встал. Зная, что его переедут. И переехали. Вот это – мужественный поступок куда серьёзнее, чем «отважное возвращение в Россию» Навального.
Респект, Семён! За это тебя и любим! Не раздавят они тебя – скорее сами с рельсов сойдут. По крайней мере, очень не хочется увидеть тебя раздавленным морально – с извиняшками и «вы меня не так поняли». Иди до конца!
Григорий Игнатов
Слепаков совсем от рук отбился.