«Удары большие, особенно для отраслей, которые экспортировали», - так эффект от коронакризиса для агросектора ЛР описывает в интервью Dienas Bizness председатель совета Организации сельскохозяйственного сотрудничества Эдгарс Тилбергс.
«У многих молокоперерабатывающих предприятий накопились продукты, которые не было возможно реализовать. Есть предприятия, у которых образовались накопления даже на 90% от произведенного. Такая ситуация порождает цепную реакцию — цены падают, переработчики молока производителям платят меньше, производителям молока трудней ввести корма, которые становятся дороже. В результате затраты на производство растут. Не выдерживает критики утверждение, что уменьшились бензиновые цены и это отбивает удорожание. Нужно понять, что сельские хозяева топливо обычно покупают загодя и хранят в своем хозяйстве и многие уже закупились в конце прошлого года или в начале этого за намного более высокую цену...»
Судя по всему, крестьяне ЛР будут с ностальгией вспоминать 2019 года, когда растениводство показало грандиозный рост в 46,4%. Всего же производство пищевых продуктов в валовом внутреннем продукте страны составило весьма скромные 2%, столько же — лесное хозяйство и лесопереработка, еще 1,6% - растениеводство, животноводство и охота, 0,3% - производство напитков, а рыбное хозяйство так и всего-то 0,1%.
«Если говорить о качестве продуктов, - продолжает Э.Тилбергс, - то конкурентоспособность у нас очень высока, ибо умеем производить качественные и вкусные продукты. Но, говоря о производстве, нашим минусом является малый объем, который способны произвести... что может заинтересовать большие компании, хотя и надои молока и урожай зерна в каждом хозяйстве индивидуально хороши. Еще очень много нужно работать над кооперацией. У нас есть сильные кооперативы в зерноводстве и молочной отрасли, но не хватает сильного кооператива в мясной отрасли, также в овощеводстве не хватает кооператива. В целом в Латвии действует 51 признанный кооператив».
«Вопрос не только о Латвии, но о том, как Европа способна выдерживать свою конкурентоспособность в мире, и это связано с желанием произвести по возможности более зеленую продукцию, что хорошо, но стоит намного дороже. Есть опасения, что покупатель выберет более дешевый товар», - предупреждает Эдгарс Тилбергс.