С лета 1830 года в Царстве Польском нарастало напряжение. После того, как во Франции произошла революция, польские националисты решили, что и им стоит попытать счастья. И добиться независимости Польши от Российской империи.
Основные события, однако, развернулись в конце осени того же года. 29 ноября поляки атаковали казармы улан, однако атака была отбита. Но наместник в Царстве Польском, великий князь Константин Павлович проявил удивительную пассивность. Он отозвал русские полки из Варшавы. Тем самым дав сигнал колебавшимся до того частям польской армии переходить на сторону восставших. А само восстание в скором времени охватило всю Польшу.
Надо сказать, что среди польских генералов и офицеров было немало тех, кто сохранил верность императору и царю польскому Николаю I (на иллюстрации). В ночь, когда повстанцы атаковали казармы, были расстреляны шесть польских генералов - именно потому, что отказались поддержать восстание.
30 ноября члены Административного совета в Варшаве попытались сделать вид, что управлять царством продолжает Николай I. Один из очевидцев событий, министр финансов Царства Польского Франциск Любецкий охарактеризовал ситуацию так - царь польский Николай ведет войну с императором Николаем.
В начале декабря генерал Иосиф Хлопицкий, ранее назначенный главнокомандующим польской армией, объявил себя диктатором. Причем он выразил намерение править от "имени конституционного короля". То есть Николая I. Хлопицкий был сторонником компромисса. Он не верил, что на помощь восставшим придут другие европейские страны. И считал, что с Николаем I надо договариваться.
Как раз Франциска Любецкого он и направил в Петербург. Однако российский император на компромиссы идти не собирался. Он отказался обсуждать требования поляков, которые сводились к тому, что российские власти вообще теряли какую-либо роль в управлении Царством Польским. Поляки хотели, чтобы налоги утверждал их парламент, царство охраняла исключительно польская армия, соблюдения конституции и так далее. В принципе, они не требовали ничего, о чем не говорилось в Венской конвенции 1815 года, на основании которой контроль над территорией бывшего герцогства Варшавского перешел к Российской империи.
Николай I эти условия принимать отказался. Он только пообещал подумать над амнистией участникам восстания. Да и уже был выпущен манифест, клеймивший бунтовщиков и их "гнусное правительство".
Узнав о провале переговоров, в конце января 1831 года польский Сейм принял постановление об отстранении Николая I от престола. И запретил представителям династии Романовых его занимать. Разумеется, "Постановление о детронизации" в Петербурге сочли юридически ничтожным.
С точки зрения властей Российской империи, поскольку Конституцию Польше в 1815 году даровал Александр I, то изменять ее мог только император. То есть преемник Александра I, Николай I. Он, собственно, так и поступил - не поменял Конституцию Царства Польского, а просто заменил ее так называемым Органическим статутом. Произошло это в 1832 году, то есть уже после подавления восстания.