Республика Коми — суровый северный край, уникальная и щедрая природа. Нефть и газ, самоцветы и лес. В регионе развиваются производство и туризм. Каков он, край, в котором начинается Арктика? Каковы его удивительные люди?
Нефть, которую добывают из Усинских скважин, тяжелая. Не по весу, а способу добычи. И вязкая, как мазут. Проходя через ледник в земной коре, она твердеет еще больше.
Чтобы добраться до нефтеносных пластов, нужно пробиться сквозь 300-метровый слой вечной мерзлоты. Нефть на Усинском месторождении добывают с километровой глубины, называется она "пермо-карбоновой" — по названию Пермского геологического периода развития земли. Это 300 миллионов лет назад. Но есть и более древние наслоения.
Инженеры придумали технологию: в нефтеносные пласты закачивается пар, который разжижает нефть настолько, чтобы ее можно было выкачать на поверхность насосом. Способ довольно дорогой, но альтернативы нет.
Теплая из-за содержания в ней воды и пара нефть. Ее еще предстоит очистить от посторонних примесей — солей и смол — и только после этого ее отправят на нефтеперерабатывающие заводы.
Огромная по площади — 350 тысяч квадратных километров — Тимано-Печорская нефтегазовая провинция охватывает почти всю Республику Коми и Ненецкий автономный округ. В приполярной лесотундре, посреди болот и карликовой растительности, стоит самый северный в мире нефтеперерабатывающий завод "Енисей". Здесь работают люди особой закалки.
Завод производит в год полтора миллиона тонн мазута, бензина и дизельного топлива. Все это идет на экспорт. Кстати, именно в Коми, в Ухте, в XVIII веке появился первый нефтяной промысел.
В 1746 году купец Архангельского посада Федор Прядунов построил завод, производивший продукт вроде керосина, назвал его "желтым маслом" и стал отправлять в Москву и Петербург. Там его и заливали в лампады, и даже продавали в аптеках.
На тысячу километров южнее Усинска, под Сыктывкаром, стоит древнее селение Ыб. Финно-угорский этнопарк разбили на окраине села. Тут есть изба с аутентичной утварью и настоящий чум. Построены деревянная гостиница, ресторан. В общем, все для туристов. Сюда часто приезжают финны и эстонцы, у которых с народом Коми общие корни.
Село Ыб — место уникально и знаковое в первую очередь для христиан. Оно раскинулось на семи холмах, как Рим или Москва. Сюда приезжают, чтобы испить воды из святых источников — их здесь 12 — и помолиться в здешних храмах. И в то же время здесь можно услышать шаманские песни и узнать о языческих традициях коми-зырян.
Христианизация этих мест проходила тяжело, и когда христианский миссионер Стефан Пермский пристал к этим берегам на своей лодке, местные жители закидали его камнями.
История народа уходит корнями в древность. Первая в мире лыжа, найденная здесь, датируется четвертым тысячелетием до нашей эры. Неудивительно, что лыжница-рекордсменка Раиса Сметанина, которая собрала наибольшее число зимних олимпийских наград среди женщин, родом из этих мест.
Туризм в Коми может приносить доход не меньше, чем нефть. Девственные, заповедные леса, тундра и оленьи стада, чистейшие реки, полные рыбы и одно из чудес России — плато Мань-Пупу-Нер, столбы выветривания, гигантские колонны природного происхождения, которым поклонялись манси.
Рядом — Северные Уральские горы и бескрайняя тайга. Эти легкие Европы — часть всемирного наследия ЮНЕСКО. На тысячах квадратных километров — природные заказники. Эти лесные массивы неприкосновенны. В остальных активно ведется лесозаготовка.
Старый проверенный способ — бревна связывают в огромные плоты и буксирами тянут по реке. Теперь все это уходит в историю.
Один из участков лесозаготовки находится в 400 километрах отсюда, дорог там нет, и лес до сих пор сплавляют по реке. Плоты преодолевают это расстояние за три дня. Однако река в последнее время довольно сильно обмелела — скорее всего, от этого способа транспортировки вскоре откажутся.
На Вычегде стоит крупнейший в России завод по производству бумаги. Из распилочных, прокатных и сушильных машин выходят стопки листов самого популярного формата А4. И тут главное — организовать работу так, чтобы высококачественное сырье можно было перерабатывать здесь же.
"Несмотря ни на какие кризисы, в республике появляются совершенно новые предприятия полного цикла", — отметил Вячеслав Гайзер, глава Коми.
Жить и работать в республике становится все привлекательнее. Сюда едут из других регионов.
Хирург Евгений Сильченко свой вояж в Коми готовил тщательно. Сначала съездил на разведку, убедился, что больница хорошая, потом решился и перевез сюда из Курганской области жену и дочь. Подъемных хватило и на строительство дома, и на участок 20 соток.
Односельчане Евгения разводят скот и сажают на участках картофель. Земля здесь не самая плодородная, потому томаты и огурцы растят в теплицах в искусственном грунте. В висячих садах урожай собирают раз в год. Местные при наличии на прилавках привозных овощей предпочитают покупать свое.
Знаменитый знак, информирующий о том, что дальше начинается Арктика, тоже находится в Коми. Здесь, на Полярном круге, можно наблюдать редкое явление — "висящее солнце". 22 июня солнечный диск не садится и не встает, а держится на уровне горизонта. Республика здесь не заканчивается — она простирается на северо-восток еще на сотни километров. Там стоит город Воркута, где добывают уголь и разводят оленей.