Любимец императрицы
В 1782 году, за пять лет до начала русско-турецкой войны, под Петербургом началось грандиозное строительство дворца для князя Григория Потёмкина — влиятельного государственного деятеля, фаворита императрицы Екатерины II. Трудно сказать, смущали ли князя толки, ходившие вокруг его отношений с представительницей царской фамилии, однако свое пребывание в Зимнем дворце во время наездов в столицу он посчитал неудобным и решил отстроить для себя жильё, которое по роскоши сможет уступать только императорскому дворцу.
Место строительства было выбрано неслучайно: участок на берегу Невы, в слободе Конногвардейского полка, напоминал Потёмкину те времена, когда он только начинал свою военную карьеру и участвовал в перевороте, следствием которого стало то, что блистательная Екатерина заняла престол.
Обустройство дворца
После того, как участок для будущего дворца был выбран, князь, не долго думая, обратился за помощью к архитектору Ивану Старову — товарищу по учёбе в гимназии при Московском университете, который до этого неоднократно выполнял его заказы. Нужно сказать, что работая над очередным проектом, зодчий превзошёл самого себя: постройка больше напоминала загородное палаццо, чем обычный дворец – изящное строение окружал парк, спроектированный английским мастером, а бассейн, который раньше находился перед парадным входом во дворец, был соединён узким каналом с Невой, чтобы ко дворцу могли заплывать небольшие суда.
Внутри роскошного здания располагались четыре основных помещения: вестибюль, Купольный зал, Большая галерея и зимний сад с ротондой, где были собраны диковинные тропические и экзотические растения, сквозь зелень которых выглядывали мраморные изваяния и вазы. Самым большим помещением во дворце был Екатерининский зал, где устраивали торжества и светские рауты.
Как Потёмкин пытался вернуть расположение императрицы
Впрочем, всласть попировать и насладиться прелестями оседлой жизни князю так и не довелось: приезжая в краткие отпуска с юга России в Петербург, он устраивал во дворце пышные приёмы или же, того хуже, сидел, запершись в одиночестве. Самым знаменитым торжеством того времени по праву можно назвать бал в стиле «Тысячи и одной ночи»: Потёмкин задумал его как уловку, чтобы вернуть благосклонность Екатерины, охладевшей к нему и отныне удостаивавшей вниманием нового фаворита — Платона Зубова, однако капризная императрица сочла бал за жест прощания.
Как дворец получил новое имя, а имущество было разграблено
Чем больше проходило времени, тем сильнее дворец становился Потёмкину в тягость. В 1790 году он продал его за 460 000 рублей, передав государственному казначейству, а сам уехал на юг. Однако, дворец вновь вернулся к князю – после взятия русскими войсками турецкой крепости Измаил. Екатерина II решила наградить Потёмкина за участие в этой военной кампании, и подарила ему уже знакомый дворец.
Приняв этот дар, князь устроил потрясающее воображение празднество, на которое пригласил около 3 000 гостей. Любопытно, но на праздник допускались не только представители высшей касты, но и обычные горожане: прямо перед Таврическим дворцом были накрыты столы с кушаньями и поставлены бочонки с вином.
Спустя несколько месяцев после торжества князь ушёл из жизни — умер от лихорадки близ молдавского села Рэдений Веки. Смерть князя пытались использовать себе на пользу бывший адъютант Потёмкина и секретарь Зубова. Воспользовавшись тем, что дворец стоял пустующим, они вывезли предметы его внутреннего убранства: статуи, картины и мебель. Узнавшие об этом наследники обратились в полицию и та незамедлительно отреагировала, перехватив на Фонтанке барки, нагруженные вещами.
Новые хозяева и новая судьба
Неизвестно, что дальше произошло бы с дворцом, если бы Екатерина не выкупила его у наследников Потёмкина. Она любила приезжать сюда и предаваться печали по ушедшему из жизни князю, который хоть и недолго, но жил здесь. В память о Потёмкине императрица переименовала Конногвардейский дом в Таврический дворец и заодно повелела архитектору Фёдору Волкову отреставрировать здание. Так в восточном флигеле появился театральный зал, а в западном — домовая церковь.
После смерти Екатерины имущество Таврического дворца перевезли в Михайловский замок, а Павел, ставший императором, приказал передать дворец Конногвардейскому полку под казармы и повелел отныне называть его Замком. Чудесный Зимний сад был безжалостно отдан под конюшни, а некогда роскошные залы дворца переоборудованы под манеж и казармы.
Вступивший после его смерти на российской престол Александр I задумал отреставрировать некогда роскошное здание. Над возрождением былых красот в разное время работали зодчие Луиджи Руска, Карл Росси и Василий Стасов. После реставрации здесь проживали члены императорской фамилии, не обзавёдшиеся именным дворцом, гостили высокопоставленные чиновники из-за границы или люди, особо отмеченные русским императором: в 1826 году во дворце жил придворный историограф Николай Карамзин, который здесь же и скончался вследствие обострившейся простуды.
Новая эпоха
В 1906 году Николай II, который уже шесть лет находился у власти, приказал отдать дворец под нужды первой Государственной Думы. Половину зимнего сада перекрыли амфитеатром и обустроили зал для заседаний. В 1917 году в помещениях дворца заседал Временный комитет Государственной думы, позднее переоформившийся во Временное правительство, и здесь же проводились заседания Петроградского совета рабочих депутатов.
После ужасов революции во дворце проводили относительно мирные съезды большевиков, а в 1918 году, аккурат после убийства председателя Петроградской ЧК Моисея Урицкого, здание, равно как и Дворцовую площадь, переименовали во Дворец Урицкого. Впрочем, название так не прижилось.
В послевоенные годы дворец вновь отреставрировали, а в 1990 году в нём разместили Ленинградскую высшую партийную школу. После перестройки здание передали Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ. И сейчас здесь проводят «потёмкинские вечера», на которых звучат шедевры русской музыки XVIII века, которые ныне незаслуженно забыты.