Как это было
История начинается ещё в 2011 году. Тогда на пост начальника управления транспорта был назначен Камил Маматказин. (Маматказин до декабря 2010 являлся генеральным директором ГУП «Башавтотранс»). После прихода Маматказина пост руководителя МУП «Служба организации движения» занял Рафит Ягофаров (Ягофаров до 2011 года – заместитель генерального директора по финансам ГУП «Башавтотранс»).
В 2011 голу администрация Челябинска приняла решение о модернизации социальной карты жителя города.
Управление транспорта обратилось в комитет финансов города с просьбой выделить средства на модернизацию. Однако из–за дефицита бюджета денег на эти цели тогда так и не дали.
Властями было принято решение определить МУП «Служба организации движения» заказчиком на изготовление модернизированного транспортного приложения социальной карты жителя города Челябинска.
В свою очередь МУП «СОД» без проведения конкурсных процедур решает, что теперь в Челябинске будут действовать социальные карты нового образца.
Именно так в Челябинске и внедрили автоматизированную систему оплаты проезда от «БЕНТОК–Смоленск», которая на тот момент уже действовала в Башкирии.
Для того чтобы эта система работала, по мимо самих карт потребовалось и новое программное обеспечение, новые терминалы, которые предприятия муниципального транспорта вынуждены были за свой счёт приобретать у МУП «СОД».
Кроме того, сейчас МУП «СОД» получает ежемесячно 2% от всех суммы всех проданных билетов, как за наличный расчёт, так и за оплату картами.
Транспортники против
Управление транспорта несогласно с мнением УФАС и намерено обжаловать решение антимонопольной службы в арбитражном суде. Сейчас руководителем МУП «СОД» является Василий Муленков. По его словам, действующая система полностью устраивает предприятия муниципального транспорта.
«Если город проведет торги, то это потребует выделение дополнительных средств из бюджета, обслуживание действующих карт будет приостановлено, а значит, льготникам придётся платить за проезд».
Поскольку новый оператор всегда означает замену действующих электронных проездных и неразбериху.
Директор МУП «Челябинский автобусный транспорт» Эдуард Маховский:
«Не исключено, что введение новой системы может привести к увеличению стоимости обслуживания пассажиров».
Выход есть
Однако никто не запрещает всё сделать грамотно:
– В конкурсной документации указать заказчика и сумму вознаграждения нового оператора.
– Организовать параллельную работу двух систем оплаты проезда, пока не завершиться процесс перехода.
Действующие социальные карты не имеют фотографий, особо находчивые пользуются этим. Потерев карту, пожилые люди не спешат её заблокировать, нашедший такую карту может совершать поездки по ней до трёх месяцев. У не молодых пассажиров документы, подтверждающие льготы, спрашивают редко, а в часы пик у кондукторов на это просто нет времени. Контролёров волнует только наличие билета.
Бывают и случаи когда в семье два льготника, муж – федеральный – безлимитный проездной обходится ежемесячно в 230 рублей, а его супруга пенсионер по старости, для таких категорий граждан продление социальной карты бесплатно. Так зачем платить 230, если можно ездить по социальной карте жены. Таким образом, городскому бюджету причиняется ущерб ежемесячно.
Кроме того, с 1 января 2017 г. предполагается, что универсальная электронная карта станет обязательной для всех граждан нашей страны. УЭК предусматривает возможность её использования в качестве проездного: как социальную или транспортную карту. Действующая система не способна работать с УЭК. И местным властям всё равно придётся рано или поздно вводить такую систему оплаты, и чем дольше откладывать замену, тем сильнее будет народный гнев.
Крайне сомнительно, что власти города пусть и ненадолго, но лишат социально незащищенных пассажиров льготного проезда.