«Газовый капкан» сдавливает политические и экономические артерии Евросоюза. Именно так можно обозначить позицию Брюсселя в области энергетической безопасности. Причем тревоги еврочиновников связаны лишь с Россией, зависимость от которой воспринимается как «угроза номер один». Вице-президент Еврокомиссии по Энергетическому союзу М. Шефчович устал «каждое лето вести переговоры о том, как организовать зимние поставки газа». Тяжелая работа, не так ли? Особенно когда Брюссель постоянно подначивает Киев на конфликт с Москвой. По мнению Шефчовича, Россия останется «очень важным поставщиком энергоресурсов для Евросоюза, однако ее влияние должно снизиться». Почему? На этот вопрос у ЕС нет внятного ответа.
Засучив рукава Евросоюз готовит документ, который предусматривает централизованные закупки газа у третьих стран. На саммите 19-20 марта в Брюсселе обсудят эту инициативу, называемую основой Энергетического союза. «Еврокомиссия в своем документе призвала ввести порядок, по которому государства — члены ЕС до подписаниядоговоров в области энергетики со странами, не входящими в союз, должны согласовывать их с исполнительной коллегией ЕС», — раскрывает суть документа издание EurActiv, напомнив об идее председателя Евросовета Д. Туска объединить силы союза в переговорах с «Газпромом». Сколько же ЕК нужно союзников, чтобы уверенно вести диалог с русским концерном?
Британская Guardian воспринимает позицию Брюсселя с долей сарказма, считая ее «бумажной» и оторванной от реальности. Скажем прямо: Брюссель ожидал, что Москва откажется от «Южного потока». Однако европейцы едва ли задумывались над тем, что президент России В. Путин сделает ставку на Турцию, усилив ее позиции в большой политике.
Перманентная борьба за европейский газовый рынок показывает, что политика всегда преобладает над экономикой. Украина, будучи военной ареной этой борьбы, находится в состоянии коллапса. США принесли украинское государство в жертву, закрыв глаза на его фашизацию. Суть борьбы — создание «восточного барьера» на границе между Россией и Евросоюзом. Президент Б. Обама следует по стопам французского короля Людовика XIV, который пытался блокировать Россию для беспрепятственного раздела империи Габсбургов. За столетия изменились лишь декорации. Место династических принципов ныне заняла абстрактная идея европеизма, которая далека от преобладания в общественном сознании, а руководящую роль в Старом Свете взяли на себя американцы, потеснив французов, немцев и англичан.
Вся конструкция держится теперь на единой евровалюте, которая порождает новые невидимые связи между национальными правительствами. Узы хозяйственной взаимозависимости — сильный фактор. Однако когда речь заходит о власти и ее распределении, то экономика отходит на второй план. Деньгами можно пожертвовать, тем более теми, которые потенциальный получатель еще не заработал. Болгария обижена на Россию. Тяжело терять десятки миллиардов евро из-за чужой игры, временной политической конъюнктуры, которая формируется Вашингтоном. София, пытаясь в очередной раз показать свою лояльность перед евроатлантическими структурами, рассматривает вместе с Баку вариант возобновления Nabucco, предусматривавшего ранее транспортировки азербайджанского, туркменского и иранского газа в страны Евросоюза. О Тегеране пока говорят между строк: боятся «спугнуть удачу».
4 марта премьер-министр Болгарии Б. Борисов и президент Азербайджана И. Алиев устроили громкую пресс-конференцию. «Проект Nabucco является всецело и натовским, и европейским, и в течение многих лет мы вкладывали немалые средства в этот проект», — объясняет свои намерения глава болгарского кабмина. Речь идет о строительстве участка от Трансанатолийского газопровода (TANAP). Борисов и Алиев отправятся в Брюссель, чтобы ознакомить Еврокомиссию с проектом. Россия не сомневается в том, что этот газопровод — натовский проект. Вопрос заключается в другом. Что теперь намерен делать Азербайджан с Трансадриатическим газопроводом (ТАР), который с момента своего провозглашения, 28 июня 2013 г., воспринимался как альтернатива Nabucco? Баку пока воздерживается от ответа.
Издание Haqqin.az поет хвалебную оду президенту И. Алиеву, называя его решение возобновить Nabucco «сенсационным ответом» на ход президента России В. Путина, который строит «Турецкий поток», «спутавший все на энергетической карте Европы». Отмечается, что «проекты TANAP и TAP более дешевы, чем Nabucco, но более рискованны в политическом плане». Сомнительное сопоставление, не так ли? Особенно с учетом того, что Nabucco появился на бумаге еще в 2002 г. Никакого толку, одни слова на протяжении вот уже тринадцати лет.
Эйфория продолжалась недолго. На следующий день, 5 марта, вице-премьер Болгарии И. Калфин заявляет, что его страна не видит альтернативы поставкам российского газа в Европу, фактически дезавуируя главу правительства Борисова. «Сейчас Европа старается ограничить поставки российского газа, но в данный момент ему нет альтернативы. Это не только моя позиция, это позиция правительства Болгарии: есть смысл, чтобы мы поработали вместе и обеспечили наиболее взаимовыгодную поставку российского газа в Европу», — считает Калфин, добавив, что Россия поставляет около 40% всего европейского газа, причем в (странах) Центральной и Восточной Европы эти цифры доходят до 80%. В азербайджанской столице, где вчера праздновали «победу» президента Алиева, предпочитают не замечать этих слов. Основное внимание переключено на специальную рабочую группу по определению правового статуса Каспия.
Заместитель министра иностранных дел Азербайджана Х. Халафов настроен оптимистично. Чиновник ожидает, что саммит 2016 г. в Астане может стать последним с точки зрения согласования Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. «Все носящие принципиальный характер вопросы уже согласованы между пятью прикаспийскими государствами. Можно сказать, что на данном этапе согласовано более 80% Конвенции», — цитирует Халафова «Interfax Азербайджан».
Как ни странно, среди оставшихся 20% неурегулированных вопросов фигурирует самый главный — прокладка трубопроводов по дну моря. Здесь у сторон отсутствует взаимопонимание, что местами напоминает библейский сюжет о Вавилонской башне. «Все вопросы на Каспии, без сомнения, должны решаться с учетом экологических аспектов. Экологию необходимо сохранить, чтобы все страны могли пользоваться богатствами моря», — говорит замглавы МИД Ирана И. Рагимпур. Тегеран не торопится развязывать руки Ашхабаду и Баку. Иран лоббирует таким образом свои экспортные возможности, предлагая Азербайджану и Туркмении воспользоваться его транспортной инфраструктурой для последующей перекачки газа по территории Турции в Евросоюз. Ключевая интрига состоит в Тегеране, без участия которого Nabucco вновь будет отправлен в небытие.
Вашингтон готов на все, чтобы заместить Москву на европейском рынке. С учетом того, что Евросоюз не потянет американский сланцевый газ по экономическим причинам (дороговизна), Иран становится единственной надеждой США. В Тегеране это почувствовали, что напрямую отразилось на переговорном процессе по ядерной программе с шестеркой международных посредников. Парламент ИРИ пошел в наступление, предупредив, что начнет рассмотрение законопроекта, предусматривающего санкции на поставку природного газа в Европу, если Запад не отменит международные санкции в отношении исламской республики. «Если против Ирана существуют санкции, то иранская сторона также оставляет за собой право наложить ответные санкции и сделает это», — приводит слова рахбара А. Хаменеи издание Iran.ru.
Белый дом поспешил сообщить Тегерану, что об отмене санкций говорить пока не приходится. Политические проблемы вновь берут верх над экономикой, а «газовый капкан», созданный США, приносит Евросоюзу массу проблем. Трансанатолийский газопровод и Nabucco виснут в воздухе, положение с иранской ядерной программой не внушает оптимизма, Украина разрывается в клочья, а Россию не удается сместить с главных ролей в мировой энергетической политике. Брюссель и Вашингтон никогда не были так близки к геополитическому поражению.
Саркис Цатурян